Эти три принципа связаны между собой и подкрепляют друг друга:
согласие сторон
беспристрастность
неприменение силы, за исключением случаев самообороны и защиты мандата
1. Согласие сторон
Операции ООН по поддержанию мира развертываются с согласия основных сторон конфликта. Это требует приверженности сторон политическому процессу. Их согласие на проведение операции по поддержанию мира обеспечивает ООН необходимую свободу действий в политическом и физическом аспектах для выполнения задач, предусмотренных ее мандатом.
В отсутствие такого согласия операция по поддержанию мира рискует стать одной из сторон конфликта и быть вынужденной применить принудительные меры, выходя за рамки своей главной роли по поддержанию мира.
Сам факт согласия основных сторон на развертывание операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира не обязательно подразумевает или гарантирует наличие согласия на местном уровне, если основные стороны раздроблены внутри или имеют слабые системы командования и контроля. Всеобщее согласие становится еще менее вероятным в неустойчивых ситуациях, характеризующихся существованием вооруженных групп, не контролируемых ни одной из сторон, или других деструктивных сил.
2. Беспристрастность
Беспристрастность имеет важнейшее значение для обеспечения согласия и сотрудничества основных сторон, но ее не следует путать с нейтральным отношением или бездействием. Миротворцы Организации Объединенных Наций должны быть беспристрастными по отношению к сторонам конфликта, но не нейтральными при выполнении своего мандата.
Подобно хорошему судье, который является беспристрастным, но наказывает за нарушения, операция по поддержанию мира не должна мириться с действиями сторон, нарушающих обязательства по мирному процессу или международные нормы и принципы, которые отстаивает операция Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
Несмотря на необходимость в установлении и поддержании хороших отношений со сторонами конфликта, операция по поддержанию мира должна всячески избегать действий, которые могут поставить под сомнение ее беспристрастность. Миссия не должна уклоняться от неукоснительно соблюдения принципа беспристрастности из-за опасений неправильного понимания или возмездия.
Такое несоблюдение может подорвать авторитет и легитимность операции по поддержанию мира и привести к отзыву согласия на ее присутствие одной или несколькими сторонами конфликта.
3. Неприменение силы, за исключением случаев самообороны и защиты мандата
Операции ООН по поддержанию мира не являются инструментом принуждения. Однако они могут применить силу на тактическом уровне с санкции Совета Безопасности, если они действуют в интересах самообороны и защиты мандата.
В определенных неустойчивых ситуациях Совет Безопасности предоставлял операциям ООН по поддержанию мира «жесткие» мандаты, предусматривающие полномочие на «применение всех необходимых средств» в целях сдерживания силовых попыток сорвать политический процесс, защиты гражданского населения, подвергающегося неминуемой угрозе физического нападения, и/или оказания национальным властям содействия в поддержании правопорядка.
Несмотря на то что на местах жесткие меры по поддержанию мира могут иногда казаться схожими с действиями по принуждению к миру, как они предусмотрены в главе VII Устава Организации Объединенных Наций, не следует путать эти два понятия.
Жесткие меры по поддержанию мира подразумевают применение силы на тактическом уровне с санкции Совета Безопасности и при согласии принимающего государства и/или основных сторон конфликта.
Напротив, действия по принуждению к миру не требуют согласия основных сторон и могут включать применение военной силы на стратегическом или международном уровне, что в обычной ситуации запрещено государствам-членам согласно пункту 4 статьи 2 Устава, за исключением случаев, когда такое применение силы санкционировано Советом Безопасности.
Операция ООН по поддержанию мира может применить силу только в качестве крайней меры. Такие действия должны быть в любом случае точно выверены, соразмерны и целесообразны и применяться в рамках принципа достижения желаемого результата с минимальной силы, при сохранении согласия на присутствие миссии и выполнение ее мандата. Применение силы со стороны операции ООН по поддержанию мира всегда имеет политические последствия и нередко приводит к непредсказуемым последствиям.
Решения относительно применения силы необходимо принимать на надлежащем уровне в рамках миссии и с учетом ряда факторов, включая потенциал миссии; восприятие со стороны общественности; гуманитарные последствия; защиту войск; охрану и безопасность персонала; и, самое главное, влияние таких действий на сохранение общенационального и местного согласия на присутствие миссии.
Объяснение:
Эти три принципа связаны между собой и подкрепляют друг друга:
согласие сторон
беспристрастность
неприменение силы, за исключением случаев самообороны и защиты мандата
1. Согласие сторон
Операции ООН по поддержанию мира развертываются с согласия основных сторон конфликта. Это требует приверженности сторон политическому процессу. Их согласие на проведение операции по поддержанию мира обеспечивает ООН необходимую свободу действий в политическом и физическом аспектах для выполнения задач, предусмотренных ее мандатом.
В отсутствие такого согласия операция по поддержанию мира рискует стать одной из сторон конфликта и быть вынужденной применить принудительные меры, выходя за рамки своей главной роли по поддержанию мира.
Сам факт согласия основных сторон на развертывание операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира не обязательно подразумевает или гарантирует наличие согласия на местном уровне, если основные стороны раздроблены внутри или имеют слабые системы командования и контроля. Всеобщее согласие становится еще менее вероятным в неустойчивых ситуациях, характеризующихся существованием вооруженных групп, не контролируемых ни одной из сторон, или других деструктивных сил.
2. Беспристрастность
Беспристрастность имеет важнейшее значение для обеспечения согласия и сотрудничества основных сторон, но ее не следует путать с нейтральным отношением или бездействием. Миротворцы Организации Объединенных Наций должны быть беспристрастными по отношению к сторонам конфликта, но не нейтральными при выполнении своего мандата.
Подобно хорошему судье, который является беспристрастным, но наказывает за нарушения, операция по поддержанию мира не должна мириться с действиями сторон, нарушающих обязательства по мирному процессу или международные нормы и принципы, которые отстаивает операция Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
Несмотря на необходимость в установлении и поддержании хороших отношений со сторонами конфликта, операция по поддержанию мира должна всячески избегать действий, которые могут поставить под сомнение ее беспристрастность. Миссия не должна уклоняться от неукоснительно соблюдения принципа беспристрастности из-за опасений неправильного понимания или возмездия.
Такое несоблюдение может подорвать авторитет и легитимность операции по поддержанию мира и привести к отзыву согласия на ее присутствие одной или несколькими сторонами конфликта.
3. Неприменение силы, за исключением случаев самообороны и защиты мандата
Операции ООН по поддержанию мира не являются инструментом принуждения. Однако они могут применить силу на тактическом уровне с санкции Совета Безопасности, если они действуют в интересах самообороны и защиты мандата.
В определенных неустойчивых ситуациях Совет Безопасности предоставлял операциям ООН по поддержанию мира «жесткие» мандаты, предусматривающие полномочие на «применение всех необходимых средств» в целях сдерживания силовых попыток сорвать политический процесс, защиты гражданского населения, подвергающегося неминуемой угрозе физического нападения, и/или оказания национальным властям содействия в поддержании правопорядка.
Несмотря на то что на местах жесткие меры по поддержанию мира могут иногда казаться схожими с действиями по принуждению к миру, как они предусмотрены в главе VII Устава Организации Объединенных Наций, не следует путать эти два понятия.
Жесткие меры по поддержанию мира подразумевают применение силы на тактическом уровне с санкции Совета Безопасности и при согласии принимающего государства и/или основных сторон конфликта.
Напротив, действия по принуждению к миру не требуют согласия основных сторон и могут включать применение военной силы на стратегическом или международном уровне, что в обычной ситуации запрещено государствам-членам согласно пункту 4 статьи 2 Устава, за исключением случаев, когда такое применение силы санкционировано Советом Безопасности.
Операция ООН по поддержанию мира может применить силу только в качестве крайней меры. Такие действия должны быть в любом случае точно выверены, соразмерны и целесообразны и применяться в рамках принципа достижения желаемого результата с минимальной силы, при сохранении согласия на присутствие миссии и выполнение ее мандата. Применение силы со стороны операции ООН по поддержанию мира всегда имеет политические последствия и нередко приводит к непредсказуемым последствиям.
Решения относительно применения силы необходимо принимать на надлежащем уровне в рамках миссии и с учетом ряда факторов, включая потенциал миссии; восприятие со стороны общественности; гуманитарные последствия; защиту войск; охрану и безопасность персонала; и, самое главное, влияние таких действий на сохранение общенационального и местного согласия на присутствие миссии.