Составить краткий конспект Этика в разговоре. Риторика уважения
Ход урока
«Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны,
это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным».
Психолог В.Петровский
1.Этикет — нормы и правила поведения людей в обществе.
Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего настроения» — настроенности на собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания.
Таким образом, – речевая этика это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях. Этические нормы воплощаются в специальных этикетных речевых формулах. Главный этический принцип речевого общения — соблюдение паритетности — находит свое выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием, на всем протяжении разговора.
2.Требования современного этикета. Человек должен обладать:
во-первых, культурой речи, которая предполагает грамматическую и стилистическую правильность; умением четко и точно излагать свои мысли, без применения нецензурных выражений, засоряющих речь;
во-вторых, элементарной вежливостью, которая предполагает умение здороваться и прощаться, желать другому человеку доброго утра и спокойной ночи, хорошего здоровья и приятного аппетита, благодарить за и услугу, говорить », когда просишь о чем-либо, и уметь произносить слова извинения, если не прав или причинил кому-либо беспокойство;
в-третьих, умением разговаривать и поддерживать беседу;
в-четвертых, умением управлять своими эмоциями: воспитанный человек никогда не выплескивает свое плохое или очень хорошее настроение на окружающих.
3.О богатстве речевого этикета.
Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых
разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.
Слово, которое мы используем каждый день, буквально означает «БУДЬ ЗДОРОВ» - ?.
А это этикетное слово произошло от старинного пожелания БОГ" - ?.
Слово, которое буквально означает «ДАРИТЬ ДОБРО» - ?. Подсказка: найдите синоним к слову добро.
Это слово мы используем, когда обращаемся с равно словосочетанию "окажи милость" -?.
4.Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказанный, он поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных профессиональных адресата, его высокой нравственности, дает общую положительную оценку. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент.
5.Подведение итогов.
Всё, чему научились мы сегодня, очень важно. Ведь с раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают все новые и новые слова и выражения, постигают их связи и сочетания. Внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слова, овладеть языковый культурой - наша общая задача.Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку. Неиссякаемое богатство русской речи - это наше народное достояние. Я считаю, что всем людям надо постигать правила речевого этикета с любовью и прилежанием. Они сослужат вам в жизни огромную службу, так как научат вас жить в большом ладу с окружающими.
6. Домашнее задание: разобрать материал; написать краткий конспект.
<< Полурыба-получеловек >>
Мальчик возвратом сами лет хотел стать рыбой. Так чтобы у него всё было как у рыбы: тело, хвост, плавники, чешуя - но он хотел чтобы у него оставалась такой же какой и была "человеческой" : на тонкой шее, круглая , всё такое же кроме глаз. Он хотел чтобы глаза были у него как у рыбы чтобы он видел пол водой.
Вот он превратился в рыбу. И прощается со всеми, << До свидания, " Лежащий верблюд" , до свидания, " Волк ", до свидания , "Седло" , до свидания "Танк".
Вот он проплывал мимо кордона, помахал плавником, и сказал << До свидания, Ата, я скоро вернусь >>
Вот он приплывает ближе к белому пароходу, на который ор смотрел с горы через бинокль. И сказал << Здравствуй, Белый пароход , я смотрел на тебя с горы и приплыл к тебе >>. Все пассажиры парохода подошли ближе рассмотреть на это "Чудо" которое это сказало...
<< Здравствуй, папа, я твой сын >>
-Здравствуй, папа, я твой сын. Я приплыл к тебе! - Сказал мальчик.
-Какой же сын? Ты полурыба-получеловек. - Сказал отец-матрос.
-Возьми меня к себе на пароход, и я стану твоим сыном. -Сказал Мальчик.
-Хорошо, попробуем. - Сказал Отец-матрос.
Отец бросил сетку, вылавливает его из воды, поднимет на палубу. И тут он превращается в человека. А потом...
Объяснение:
надеюсь сойдёт
Буква «и» после «ц»
Буква «и» после «ц» пишется в следующих случаях:
1. в корне слов:
цитата
цифра
цинга
цирк
бацилла
нарцисс
пациент
дисциплина
панцирь и т. д.
Это написание отметим в родственных словах с этим же корнем:
цифрово́е изображение;
цирково́й артист;
нарци́ссовый запах;
дисциплини́рованный ученик;
па́нцирная сетка.
Большинство слов русского языка пишутся с буквой «и» после «ц» в корне.
Исключением являются слова, в корне которых после «ц» пишется буква «ы»:
цыган
цыплёнок
на цыпочки (цыпочках)
цыц
Это написание сохраняют производные от них лексемы, принадлежащие к разным частям речи.
Понаблюдаем:
цыганский табор;
смуглая цыганка;
веселый цыганёнок;
петь по-цыгански;
цыплячий пух;
наша цыплятница;
громко цыкнуть;
не надо цыкать
цып-цып и др.