Теоретическое осмысление языка начинается уже в начальной школе. Подобное и достаточно углубленное изучение словообразования в курсе русского языка формированию творческого потенциала учащихся. Обращение к содержательной стороне фактов словопроизводства вырабатывает у школьников "готовность сознательно выбирать языковые средства, наиболее точно и образно передающие мысль в определенной речевой ситуации" (С.И. Львова).
В соответствии с традицией в начальной школе словообразовательная работа заключается в вычленении морфем, иногда и в определении значения конкретных морфем, то есть носит аналитический характер. Производная лексика рассматривается в основном с точки зрения формы (структуры). Но аналитический подход следует сочетать с синтетическим, который нашел бы отражение в работе со словообразовательной моделью, словообразовательным гнездом.
Организация наблюдения структурно-семантических особенностей производных слов разных частей речи, учет смысловых связей между словами в словообразовательных парах осуществляется эффективнее на материале словообразовательного гнезда. На уроках русского языка в начальных классах словообразовательное гнездо можно рассматривать как семью однокоренных слов.
Для работы в начальных классах можно предложить следующую структуру словообразовательного гнезда. Каждое гнездо содержит слово, являющееся его вершиной, а затем расположены по алфавиту производные слова. За производным словом в скобках следует пара близкородственных слов, то есть словообразовательная пара. Затем дается описание значения производного слова через производящее (если это возможно), что позволяет лучше осознать словообразовательные связи между словами в словообразовательных парах. Если образование приставочное, оно расположено в своем алфавитном порядке лесенкой по отношению к бесприставочным образованиям. Например, словообразовательное гнездо с вершиной береза:
Березка [береза ---> берез-к(а)]. Уменьш.-ласк. к береза. Березняк [береза ---> берез-няк]. Роща или лес, состоящий из берез. Березовый [береза ---> берез-ов(ый)]. Относящийся к березе, прил. к береза. Березонька [береза ---> берез-оньк(а)]. Ласк. к береза. Подберезовик [береза ---> под-берез-овик]. Гриб, растущий в основном под березой.
В процессе работы со словообразовательным гнездом (семьей однокоренных слов) младшие школьники раскрывают механизм образования одного слова на базе другого, устанавливают мотивационные отношения между словами гнезда. Это позволяет реализовать системный подход при изучении словообразования вообще и при анализе производной лексики в частности.
Я страдаю я не могу поезда, потому что всегда пыльных полках и неудобный туалет. 2) путешествие на поезде меня не привлекает, потому что иногда проводников может быть не так вежливо и даже грубой. 3) Я считаю (количество), что путешествие на поезде монотонно достаточно, то вы трудом можно найти любые развлечениеЮ не рассматривает пейзаж за окном. 4) Это, несомненно, путешествовать поездом медленнее, чем путешествовать на самолете. Кроме того, ваши поездки прерывания множеством остановок, особенно если вы идете не по экспресс - поезда. 5) Я от поездок на поезде, потому что билет может быть достаточно дорогим (дорогие достаточно), и есть несколько скидок. Кроме того, каждый месяц цена "снять" выше.
Теоретическое осмысление языка начинается уже в начальной школе. Подобное и достаточно углубленное изучение словообразования в курсе русского языка формированию творческого потенциала учащихся. Обращение к содержательной стороне фактов словопроизводства вырабатывает у школьников "готовность сознательно выбирать языковые средства, наиболее точно и образно передающие мысль в определенной речевой ситуации" (С.И. Львова).
В соответствии с традицией в начальной школе словообразовательная работа заключается в вычленении морфем, иногда и в определении значения конкретных морфем, то есть носит аналитический характер. Производная лексика рассматривается в основном с точки зрения формы (структуры). Но аналитический подход следует сочетать с синтетическим, который нашел бы отражение в работе со словообразовательной моделью, словообразовательным гнездом.
Организация наблюдения структурно-семантических особенностей производных слов разных частей речи, учет смысловых связей между словами в словообразовательных парах осуществляется эффективнее на материале словообразовательного гнезда. На уроках русского языка в начальных классах словообразовательное гнездо можно рассматривать как семью однокоренных слов.
Для работы в начальных классах можно предложить следующую структуру словообразовательного гнезда. Каждое гнездо содержит слово, являющееся его вершиной, а затем расположены по алфавиту производные слова. За производным словом в скобках следует пара близкородственных слов, то есть словообразовательная пара. Затем дается описание значения производного слова через производящее (если это возможно), что позволяет лучше осознать словообразовательные связи между словами в словообразовательных парах. Если образование приставочное, оно расположено в своем алфавитном порядке лесенкой по отношению к бесприставочным образованиям. Например, словообразовательное гнездо с вершиной береза:
Березка [береза ---> берез-к(а)]. Уменьш.-ласк. к береза.
Березняк [береза ---> берез-няк]. Роща или лес, состоящий из берез.
Березовый [береза ---> берез-ов(ый)]. Относящийся к березе, прил. к береза.
Березонька [береза ---> берез-оньк(а)]. Ласк. к береза.
Подберезовик [береза ---> под-берез-овик]. Гриб, растущий в основном под березой.
В процессе работы со словообразовательным гнездом (семьей однокоренных слов) младшие школьники раскрывают механизм образования одного слова на базе другого, устанавливают мотивационные отношения между словами гнезда. Это позволяет реализовать системный подход при изучении словообразования вообще и при анализе производной лексики в частности.
Я страдаю я не могу поезда, потому что всегда пыльных полках и неудобный туалет.
2) путешествие на поезде меня не привлекает, потому что иногда проводников может быть не так вежливо и даже грубой.
3)
Я считаю (количество), что путешествие на поезде монотонно достаточно, то вы трудом можно найти любые развлечениеЮ не рассматривает пейзаж за окном.
4) Это, несомненно, путешествовать поездом медленнее, чем путешествовать на самолете. Кроме того, ваши поездки прерывания множеством остановок, особенно если вы идете не по экспресс - поезда.
5) Я от поездок на поезде, потому что билет может быть достаточно дорогим (дорогие достаточно), и есть несколько скидок. Кроме того, каждый месяц цена "снять" выше.