Для русского человека нет дерева роднее, чем береза. Спросите любого русского человека, есть ли в России дерево, которому поэты посвятили бы столько стихов, а народ – песен? Какое дерево можно смело назвать символом России? И я уверена, почти единогласным будет ответ – береза! Для русского человека нет дерева милее и роднее. И, наверное, не только потому, что она растет в нашей стране повсюду, от Заполярья до южных границ. Возможно, потому, что она вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе? Какими красочными эпитетами называем мы это милое сердцу дерево! В памяти всплывают знакомые с раннего детства слова из старинного вальса «Березка» : Средь сосен суровых, средь темных ракит В серебряном платье березка стоит. Склонились деревья, кусты и цветы, Пред гордым величьем ее красоты! Или вот куплет из песни: Чуть солнце пригрело откосы и стало в лесу потеплей, Березка зеленые косы развесила с тонких ветвей. Вся в белое платье одета, в сережках, в листве кружевной Встречает горячее лето она на опушке лесной. Береза – радостное, нарядное дерево. Само название произошло от старослявянского «брезньнъ» , что означало «апрель» . Общеславянское berza возникло на базе индо-европейского корня в значении «что-то блестящее, белеющее» . По своему происхождению слову «береза» родственны прусское, литовское и индийское произношение этого слова. В украинском языке март называется «Березень» , что связано с началом сокодвижения в березах. В литовском языке береза произносится как бяржас, а месяц июнь называется «биржалис» , что означает «березовая ветка» . Наши далекие предки ласково называли ее «веселкой» . В древних языческих обрядах береза была «майским древом» – праздничным деревом, связанным с зелеными святками. На этот весенний праздник, посвящаемый плодородию и будущему урожаю, березу украшали разноцветными лентами, заплетали косы из тонких, плакучих ветвей, водили вокруг нее хороводы. Сейчас этот обычай слился с празднованием Троицы, который обычно бывает в июне (на 50-й день после Пасхи) . На Троицу также принято украшать дома березовыми ветками, плести из тонких веточек венки. Пучки березовых веточек несут в церковь, освящают, и оставляют в доме до следующего праздника. В деревнях кое-где еще по-прежнему девушки водят хороводы под напев народной песни «Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла...» . А еще у славянских народов издавна существует обычай – сажать березу над могилой погибших солдат, чтобы их жизнь продолжалась в земном дереве. Сколько таких березовых рощ было посажено после Великой Отечественной войны! Шумят березки у Мамаева кургана в Волгограде, в Минске, в Ленинграде – Санкт-Петербурге, в Москве, в Берлинском Трептов-парке: «В Трептов-парке белые березы, словно вдовы русские стоят. И роняют слезы, а не росы на могилы братские солдат» . А ведь береза не только за красоту любима! Это дерево обладает многими ценными свойствами, в том числе и целебными. Грамоту русский народ осваивал на бересте, освещаемой березовою же лучиной. "Крик" в деревнях от тележного скрипа утишался березовым дегтем, да и отвары из почек березы давались младенцам "от крику". Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья: первое - больным на здоровье, второе - от тьмы свет, третье -людям колодец. Старинная эта загадка тесно связана с крестьянским бытом. Париться березовым веником - больным на здоровье, освещать жилище лучиной - от тьмы свет, утолять жажду березовым соком - людям колодец.
Какими красочными эпитетами называем мы это милое сердцу дерево! В памяти всплывают знакомые с раннего детства слова из старинного вальса «Березка» :
Средь сосен суровых, средь темных ракит
В серебряном платье березка стоит.
Склонились деревья, кусты и цветы,
Пред гордым величьем ее красоты!
Или вот куплет из песни:
Чуть солнце пригрело откосы и стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета, в сережках, в листве кружевной
Встречает горячее лето она на опушке лесной.
Береза – радостное, нарядное дерево. Само название произошло от старослявянского «брезньнъ» , что означало «апрель» . Общеславянское berza возникло на базе индо-европейского корня в значении «что-то блестящее, белеющее» . По своему происхождению слову «береза» родственны прусское, литовское и индийское произношение этого слова. В украинском языке март называется «Березень» , что связано с началом сокодвижения в березах. В литовском языке береза произносится как бяржас, а месяц июнь называется «биржалис» , что означает «березовая ветка» .
Наши далекие предки ласково называли ее «веселкой» . В древних языческих обрядах береза была «майским древом» – праздничным деревом, связанным с зелеными святками. На этот весенний праздник, посвящаемый плодородию и будущему урожаю, березу украшали разноцветными лентами, заплетали косы из тонких, плакучих ветвей, водили вокруг нее хороводы. Сейчас этот обычай слился с празднованием Троицы, который обычно бывает в июне (на 50-й день после Пасхи) . На Троицу также принято украшать дома березовыми ветками, плести из тонких веточек венки. Пучки березовых веточек несут в церковь, освящают, и оставляют в доме до следующего праздника. В деревнях кое-где еще по-прежнему девушки водят хороводы под напев народной песни «Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла...» .
А еще у славянских народов издавна существует обычай – сажать березу над могилой погибших солдат, чтобы их жизнь продолжалась в земном дереве. Сколько таких березовых рощ было посажено после Великой Отечественной войны! Шумят березки у Мамаева кургана в Волгограде, в Минске, в Ленинграде – Санкт-Петербурге, в Москве, в Берлинском Трептов-парке: «В Трептов-парке белые березы, словно вдовы русские стоят. И роняют слезы, а не росы на могилы братские солдат» .
А ведь береза не только за красоту любима! Это дерево обладает многими ценными свойствами, в том числе и целебными.
Грамоту русский народ осваивал на бересте, освещаемой березовою же лучиной. "Крик" в деревнях от тележного скрипа утишался березовым дегтем, да и отвары из почек березы давались младенцам "от крику".
Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья: первое - больным на здоровье, второе - от тьмы свет, третье -людям колодец.
Старинная эта загадка тесно связана с крестьянским бытом. Париться березовым веником - больным на здоровье, освещать жилище лучиной - от тьмы свет, утолять жажду березовым соком - людям колодец.