3) Однородные члены всегда выражаются одной частью речи.
А2. Какой союз является разделительным?
4) то… то
А3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
4) Говорил он бойко, однако, бестолково.
А4. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
2) Цветы могут быть как однолетними так и многолетними.
А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Теплоход останавливался в крупных волжских городах — Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде.
В1. Напишите, к какой группе относится союз в предложении.
Хуже всего ждать да догонять.
Союз ДА сочинительный, соединительный.
2.Изучи П. 44 (стр. учебника 125) или мою таблицу, расставь знаки препинания и объясни их постановку в скобках после каждого предложения:
1) Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев (Двоеточие после обобщающего слова, запятые - между однородными членами).
2) На склонах горы, на ветвях деревьев - везде лежал снег (Тире после однородных членов) .
3) Везде: на склонах гор, на ветвях деревьев - лежал снег (Двоеточие после обобщающего слова, тире после однородных членов, так как ими предложение не заканчивается).
4) Все хорошо: и песни, и работа, и право у костра встречать рассвет (Двоеточие после обобщающего слова).
5) В траве, в кустах, в виноградниках и на деревьях - повсюду лежал снег. (Тире после однородных членов)
6) Он был мастер на все руки: слесарь, столяр. плотник и даже механик (Двоеточие после обобщающего слова).
7) Повсюду: в клубе, на улицах, на скамейках, у ворот, в домах - происходили шумные разговоры (Двоеточие после обобщающего слова, тире после однородных членов, так как ими предложение не заканчивается).
8) На диване, на стульях - повсюду были разбросаны вещи (Тире после однородных членов).
9) Он останавливался и разговаривал с разными людьми: санитарами, проводниками вагонов, смазчиками (Двоеточие после обобщающего слова, запятые - между однородными членами).
10) Повсюду мох: и под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев (Двоеточие после обобщающего слова, запятые - между однородными членами)..
11) И мостик через канаву, и деревья, и каждая травинка - всё кажется выпуклее и ярче под лучами утреннего солнца (Двоеточие после обобщающего слова, тире после однородных членов, так как ими предложение не заканчивается)..
12) И отец мой, и прадед - все они пахали землю, сеяли рожь (Тире после однородных членов).
13) Ничего нельзя откладывать: ни праздник, ни воскресную прогулку (Двоеточие после обобщающего слова, запятые - между однородными членами)..
14) По опушкам леса растут грибы: подосиновики, розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики (Двоеточие после обобщающего слова, запятые - между однородными членами).
15) Всё кругом: зелёная трава, солнце над головой - выглядело радостным и привлекательным (Двоеточие после обобщающего слова, тире после однородных членов, так как ими предложение не заканчивается).
Огромное 6-метровое полотно – последняя историческая картина художника – изображает эпизод из жизни любимого героя народных былин и песен. Написана виртуозно, но без сложного полифоничного драматизма.
Степан Разин – донской казак и атаман, поднявший на Волге в 1670 году крестьянское восстание, которое переросло в мощную крестьянскую войну, продолжавшуюся примерно год – с весны 1670 по апрель 1671 года. Во власти казаков находились Саратов, Самара, Астрахань. После того как московский патриарх придал Разина анафеме, атаман был захвачен казачьими старшинами и выдан властям. В июне 1671 года в Москве публично казнен.
На картине изображена ладья, плывущая по широкой и просторной глади реки. Она подчинена диагональной композиции – плывет из правого нижнего угла в левый верхний. Посредине ладьи на коврах возлежит сам атаман, погруженный в нелегкую думу, лицо его серьезно, поза выдает напряжение и бдительность. Вокруг него – казаки: кто на веслах, кто спит, кто выпивает, кто играет на музыкальном инструменте. Условно они разделены на 2 части: те, что на корме, веселы и беззаботны и олицетворяют молодые деньки и казачью вольницу; на носу – гребцы, объединенные общим делом, напряженные и уставшие. Поднятые в данный момент вверх весла в сочетании с натянутым парусом придают ладье символическое сходство с птицей в полете.
Фигура Разина расположена в центре картины, поэтому привлекает к себе главное внимание зрителя; ничто не отвлекает от нее, вокруг только вода и небо. Атмосфера утренней тишины передана за счет белой дымки над водой и золотистого отблеска солнечного света, покрывающего гладь реки. Картина выдержана в темноватых тонах и создает впечатление наполненной тревогой.
Первый вариант картины был показан публике в 1906 году, в период, названный впоследствии Первой русской революцией. «В самую революцию попал», замечал автор. Актуальна времени идейная суть картины – судьба людей, выступивших против власти. Это не призыв к действиям и не буйный протест, а размышления о судьбе народа в переломные исторические эпохи – на примере допетровского времени.
Союз ДА - сочинительный, соединительный.
1.Тест
А1. Какое утверждение ошибочно?
3) Однородные члены всегда выражаются одной частью речи.
А2. Какой союз является разделительным?
4) то… то
А3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
4) Говорил он бойко, однако, бестолково.
А4. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
2) Цветы могут быть как однолетними так и многолетними.
А5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Теплоход останавливался в крупных волжских городах — Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде.
В1. Напишите, к какой группе относится союз в предложении.
Хуже всего ждать да догонять.
Союз ДА сочинительный, соединительный.
2.Изучи П. 44 (стр. учебника 125) или мою таблицу, расставь знаки препинания и объясни их постановку в скобках после каждого предложения:
1) Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев (Двоеточие после обобщающего слова, запятые - между однородными членами).
2) На склонах горы, на ветвях деревьев - везде лежал снег (Тире после однородных членов) .
3) Везде: на склонах гор, на ветвях деревьев - лежал снег (Двоеточие после обобщающего слова, тире после однородных членов, так как ими предложение не заканчивается).
4) Все хорошо: и песни, и работа, и право у костра встречать рассвет (Двоеточие после обобщающего слова).
5) В траве, в кустах, в виноградниках и на деревьях - повсюду лежал снег. (Тире после однородных членов)
6) Он был мастер на все руки: слесарь, столяр. плотник и даже механик (Двоеточие после обобщающего слова).
7) Повсюду: в клубе, на улицах, на скамейках, у ворот, в домах - происходили шумные разговоры (Двоеточие после обобщающего слова, тире после однородных членов, так как ими предложение не заканчивается).
8) На диване, на стульях - повсюду были разбросаны вещи (Тире после однородных членов).
9) Он останавливался и разговаривал с разными людьми: санитарами, проводниками вагонов, смазчиками (Двоеточие после обобщающего слова, запятые - между однородными членами).
10) Повсюду мох: и под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев (Двоеточие после обобщающего слова, запятые - между однородными членами)..
11) И мостик через канаву, и деревья, и каждая травинка - всё кажется выпуклее и ярче под лучами утреннего солнца (Двоеточие после обобщающего слова, тире после однородных членов, так как ими предложение не заканчивается)..
12) И отец мой, и прадед - все они пахали землю, сеяли рожь (Тире после однородных членов).
13) Ничего нельзя откладывать: ни праздник, ни воскресную прогулку (Двоеточие после обобщающего слова, запятые - между однородными членами)..
14) По опушкам леса растут грибы: подосиновики, розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики (Двоеточие после обобщающего слова, запятые - между однородными членами).
15) Всё кругом: зелёная трава, солнце над головой - выглядело радостным и привлекательным (Двоеточие после обобщающего слова, тире после однородных членов, так как ими предложение не заканчивается).
Огромное 6-метровое полотно – последняя историческая картина художника – изображает эпизод из жизни любимого героя народных былин и песен. Написана виртуозно, но без сложного полифоничного драматизма.
Степан Разин – донской казак и атаман, поднявший на Волге в 1670 году крестьянское восстание, которое переросло в мощную крестьянскую войну, продолжавшуюся примерно год – с весны 1670 по апрель 1671 года. Во власти казаков находились Саратов, Самара, Астрахань. После того как московский патриарх придал Разина анафеме, атаман был захвачен казачьими старшинами и выдан властям. В июне 1671 года в Москве публично казнен.
На картине изображена ладья, плывущая по широкой и просторной глади реки. Она подчинена диагональной композиции – плывет из правого нижнего угла в левый верхний. Посредине ладьи на коврах возлежит сам атаман, погруженный в нелегкую думу, лицо его серьезно, поза выдает напряжение и бдительность. Вокруг него – казаки: кто на веслах, кто спит, кто выпивает, кто играет на музыкальном инструменте. Условно они разделены на 2 части: те, что на корме, веселы и беззаботны и олицетворяют молодые деньки и казачью вольницу; на носу – гребцы, объединенные общим делом, напряженные и уставшие. Поднятые в данный момент вверх весла в сочетании с натянутым парусом придают ладье символическое сходство с птицей в полете.
Фигура Разина расположена в центре картины, поэтому привлекает к себе главное внимание зрителя; ничто не отвлекает от нее, вокруг только вода и небо. Атмосфера утренней тишины передана за счет белой дымки над водой и золотистого отблеска солнечного света, покрывающего гладь реки. Картина выдержана в темноватых тонах и создает впечатление наполненной тревогой.
Первый вариант картины был показан публике в 1906 году, в период, названный впоследствии Первой русской революцией. «В самую революцию попал», замечал автор. Актуальна времени идейная суть картины – судьба людей, выступивших против власти. Это не призыв к действиям и не буйный протест, а размышления о судьбе народа в переломные исторические эпохи – на примере допетровского времени.