Изучая текст, будь то художественный роман, научная диссертация, памфлет, стихотворение, анекдот, первое, чем задается читатель, перебирая слова и предложения, – о чем здесь написано, что хотел выразить автор набором именно этих слов? Когда сочинителю удалось полностью раскрыть свой замысел, понять его нетрудно, основная мысль текста понятна уже в процессе чтения, и лейтмотивом проходит через все повествование. Но когда идея сама по себе эфемерна, да еще выражена не буквально, а метафорами, образным описанием, понять автора бывает довольно трудно. Каждый читатель увидит в главной идее текста что-то свое, близкое, в зависимости от его мировоззрения, уровня интеллекта, социального положения в обществе. И весьма вероятно, что узнанное и понятое читателем будет далеким от такого понятия, как основная мысль текста, которую пытался вложить в произведение сам автор. -
Во дворе стоял не автомобиль, а чудо. Стёкол в нём давно уже не было, а колесо осталось всего одно, и то дырявое. Прямо в дырку то и дело шмыгала мышь, внутри она устроила гнездо и теперь кормила мышат. Под задним сиденьем поселились две изумрудные ящерки и в солнечный денёк выползали погреться на капоте. А под ржавой крышей автомобиля слепили гнёзда ласточки. За домом у нас речка, там ласточки добывали корм для птенцов и шныряли внутрь автомобиля, домой к деткам. Что за чудо наш старый автомобиль, настоящий Терем-теремок!