Составьте и запишите предложения, используя в них фразеологизмы,
Подчеркните грамматическую основу.
Прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, бить во все колокола, иметь
возможность, иметь намерение, иметь право, изъявить желание, гореть
желанием, приобрести привычку, счесть необходимым.
Определите, для каких стилей характерны составленные предложения.
о - о -гласн, ударн
с- с- согл, парн, глух, тверд,
т-т- согл, парн, глух, тверд
р-р- согл, непарн, тверд, звонк, сонорн
о-о- гласн, безуд,
в-в- согл, парн, мягк, звонк
е-э- гласн, бузуд
7 букв, 7 звуков
спин-ке 2 слога,
с [с] - согласный, твердый, глухой, парный
п [п'] - согласный, мягкий, глухой, парный
и [`и] - гласный, ударный
н [н] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
к [к] - согласный, мягкий, глухой, парный
е [э] - гласный, безударный6 букв, 6 звук
6 букв, 6 звуков
Хра-бро-сти 3 слога
х [х] - согласный, твердый, глухой, непарный
р [р] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
а [`а] - гласный, ударный
б [б] - согласный, твердый, звонкий, парный
р [р] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
о [а] - гласный, безударный
с [с] - согласный, мягкий, глухой, парный
т [т'] - согласный, мягкий, глухой, парный
и [и] -гласная, бузударная
9 букв, 9 звуков
по-дру-ги 3 слога
п [п] - согласный, твердый, глухой, парный
о [а] - гласный, безударный
д [д] - согласный, твердый, звонкий, парный
р [р] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
у [`у] - гласный, ударный
г [г] - согласный, мягкий, звонкий, парный
и [и] - гласный, безударный
7 букв, 7 звук
тум-бо-чкой 3 слога
т [т] - согласный, твердый, глухой, парный
у [`у] - гласный, ударный
м [м] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
б [б] - согласный, твердый, звонкий, парный
о [а] - гласный, безударный
ч [ч'] - согласный, мягкий, глухой, непарный
к [к] - согласный, твердый, глухой, парный
о [а] - гласный, безударный
й (й) - согласный, мягкий, непарный, звонкий
9 букв, 9 звуков
Основа - это часть слова, которая выражает его лексическое значение. Основа выделяется путем вычета окончания.
Окончание, или флексия, - это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении. Окончание может быть нулевым. Например: в различных формах слова выход (выхода, выходу, выходом, выходе и т.д.) выделяется основа выход и окончание -а, -у, -ом, -е и т.д. В именительном падеже единственного числа это слово имеет нулевое окончание.
Основа слова распадается на отдельные значимые части: приставку, корень, суффикс.
Корень слова - общая часть родственных слов - выделяется при сопоставлении слов одного гнезда, т.е. однокоренных слов. Например: в словах ходить, выходить, приходить, заходить, приход, выход, выходной, приходный, ходовой и др. выделяется корень ход-. Корень может присоединять к себе различные аффиксы. Аффикс (от лат. affixus - прикрепленный) - общее название всех значимых частей слова, за исключением корня.
Аффиксы подразделяются на приставки, или префиксы, - части слова, стоящие перед корнем, суффиксы - части слова, стоящие между корнем и окончанием, и окончания. Например, в слове подберезовик выделяется корень берез- (ср. береза, березовый), приставка под- (ср. под-стаканник, под-оконник); суффиксы -ов- и -ик (ср. берез-ов-ый, березов-ик), а также нулевое окончание (ср. подберезовик, подберезовик-а, подберезо-вик-у и т.д.).
Каждая значимая часть слова - приставка, корень, суффикс, окончание - называется морфемой. Например, слово погрузка имеет четыре морфемы: по-груз-к-а.
В качестве наименований одной из значимых частей слова иногда употребляется термин постфикс (в применении к аффиксу -ся, -сь: трудиться, умоюсь). Эта морфема удерживает особое название потому, что часто помешается после других частей слова, в том числе и окончания: сержу-сь, сердишь-ся, сердит-ся.
В большинстве сложных слов выделяется еще одна часть слова - соединительная гласная (интерфикс): корабл-е-стро-ение, пар-о-воз.
Выделение морфем в составе слова и определение их значения производится на основе сопоставления с другими словами и с другими формами данного слова.
В составе слова выделяются также аффиксоиды - корневые морфемы, выступающие в функции аффикса. Сюда относятся префиксоиды: полу- (полуботинки, полуоткрытый, полулежать), еже- (ежедневный, ежемесячник) и суффиксоиды: -вар (мыловар), -вед (краевед), -вод (пчеловод), -воз (лесовоз), -дел (маслодел), -кол (ледокол), -коп (землекоп), -лов (птицелов), -мер (водомер), -мет (миномет), -провод (газопровод), -рез (хлеборез), -ход (теплоход), -носец (орденоносец), -образный (шарообразный), -творный (снотворный).
Слова, происходящие от одного корня, составляют словообразовательное гнездо.
В словообразовании, как и в лексике, имеются многозначность, омонимия, синонимия.
Так, например, многозначна приставка при-, придающая словам следующие значения: 1) пространственной близости, смежности (приморский, пришкольный), 2) приближения, присоединения (пригибать, приделать), 3) совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок (приоткрыть, приостановиться), 4) доведения действия до конца (приготовить, приискать), 5) совершения действия в чьих-либо интересах (приберечь, приманить), 6) действия, сопутствующего другому действию (пританцовывать).
Примером словообразовательной омонимии может служить суффикс -ец, который выделяется в существительных, обозначающих лиц мужского пола по: 1) местности (горец, кавказец), 2) национальности (испанец, немец), 3) роду занятий (гребец, торговец), 4) социальной принадлежности, убеждениям (разночинец, сопротивленец, вольнодумец), 5) характерным свойствам (мудрец, хитрец, корыстолюбец), 6) принадлежности к учебному заведению (суворовец, нахимовец), 7) приверженности учению, политическим взглядам (мичуринец, якобинец) и др.
Примером словообразовательной синонимии могут служить параллельные названия жителей городов, областей типа ростовец - рос-товчанин, хабаровец - хабаровчанин, крымчак - крымчанин, смоленец - смолянин - смоленчанин - смоленянин.