Хорошо, давайте посмотрим на схемы и составим предложения по каждой из них.
1) [О том...], (кого...):
- Сосед рассказал о том, кого видел на улице.
- Мальчик спросил у учительницы о том, кого выбрать в команду.
Главное предложение: Сосед рассказал, Мальчик спросил.
Придаточное предложение: о том, кого видел на улице; о том, кого выбрать в команду.
Средство связи: союз "о том".
2) [...], (чтобы...):
- Я прочитал статью, чтобы узнать больше о новом проекте.
- Мама купила магнитофон, чтобы слушать музыку.
Главное предложение: Я прочитал статью, Мама купила магнитофон.
Придаточное предложение: чтобы узнать больше о новом проекте; чтобы слушать музыку.
Средство связи: союз "чтобы".
3) [О том..., (кто...), ...]:
- Разговор [о том, кто победил на соревновании] был интересным.
- Новость [о том, кто получил главный приз] стала известной.
Главное предложение: Разговор был интересным, Новость стала известной.
Придаточное предложение: о том, кто победил на соревновании; о том, кто получил главный приз.
Средство связи: союз "о том, кто".
4) [...], (что бы...):
- Он купил новую футболку, чтобы выглядеть стильно.
- Мальчик прочитал книгу, чтобы получить хорошую оценку.
Главное предложение: Он купил новую футболку, Мальчик прочитал книгу.
Придаточное предложение: чтобы выглядеть стильно; чтобы получить хорошую оценку.
Средство связи: союз "что бы".
5) Все..., (кто...), ...]:
- Все [кто любит спорт], занимаются ежедневными тренировками.
- Все [кто закончил школу], получили аттестат о среднем образовании.
Главное предложение: Все занимаются ежедневными тренировками, Все получили аттестат о среднем образовании.
Придаточное предложение: кто любит спорт, кто закончил школу.
Средство связи: союз "кто".
6) [За то..., (что...), ...]:
- Мальчик получил награду [за то, что победил в соревнованиях].
- Мальчик отмечали [за то, что выиграл викторину].
Главное предложение: Мальчик получил награду, Мальчик отмечали.
Придаточное предложение: за то, что победил в соревнованиях; за то, что выиграл викторину.
Средство связи: союз "за то, что".
7) (С кем ), [...]:
- С кем ты играл в футбол вчера?
- С кем Бабушка говорила по телефону?
Главное предложение: С кем ты играл, С кем Бабушка говорила.
Придаточное предложение: играл в футбол вчера; говорила по телефону.
Средство связи: союз "(с кем)".
8) [...], (будто...):
- Он сделал вид, будто не заметил меня.
- Девочка пела, будто профессиональная певица.
Главное предложение: Он сделал вид, Девочка пела.
Придаточное предложение: будто не заметил меня; будто профессиональная певица.
Средство связи: союз "будто".
9) ...], (будто...):
- Ребенок поверил, будто его подарок от Деда Мороза.
- Мальчик рассказал историю, будто сам ее придумал.
Главное предложение: Ребенок поверил, Мальчик рассказал историю.
Придаточное предложение: будто его подарок от Деда Мороза; будто сам ее придумал.
Средство связи: союз "будто".
Вот так можно составить предложения по каждой из схем. Подчеркнуто грамматическое основы и выделены главные и придаточные предложения. Таким образом, структура предложений становится более понятной и легко разбираемой для школьников.
1) [О том...], (кого...):
- Сосед рассказал о том, кого видел на улице.
- Мальчик спросил у учительницы о том, кого выбрать в команду.
Главное предложение: Сосед рассказал, Мальчик спросил.
Придаточное предложение: о том, кого видел на улице; о том, кого выбрать в команду.
Средство связи: союз "о том".
2) [...], (чтобы...):
- Я прочитал статью, чтобы узнать больше о новом проекте.
- Мама купила магнитофон, чтобы слушать музыку.
Главное предложение: Я прочитал статью, Мама купила магнитофон.
Придаточное предложение: чтобы узнать больше о новом проекте; чтобы слушать музыку.
Средство связи: союз "чтобы".
3) [О том..., (кто...), ...]:
- Разговор [о том, кто победил на соревновании] был интересным.
- Новость [о том, кто получил главный приз] стала известной.
Главное предложение: Разговор был интересным, Новость стала известной.
Придаточное предложение: о том, кто победил на соревновании; о том, кто получил главный приз.
Средство связи: союз "о том, кто".
4) [...], (что бы...):
- Он купил новую футболку, чтобы выглядеть стильно.
- Мальчик прочитал книгу, чтобы получить хорошую оценку.
Главное предложение: Он купил новую футболку, Мальчик прочитал книгу.
Придаточное предложение: чтобы выглядеть стильно; чтобы получить хорошую оценку.
Средство связи: союз "что бы".
5) Все..., (кто...), ...]:
- Все [кто любит спорт], занимаются ежедневными тренировками.
- Все [кто закончил школу], получили аттестат о среднем образовании.
Главное предложение: Все занимаются ежедневными тренировками, Все получили аттестат о среднем образовании.
Придаточное предложение: кто любит спорт, кто закончил школу.
Средство связи: союз "кто".
6) [За то..., (что...), ...]:
- Мальчик получил награду [за то, что победил в соревнованиях].
- Мальчик отмечали [за то, что выиграл викторину].
Главное предложение: Мальчик получил награду, Мальчик отмечали.
Придаточное предложение: за то, что победил в соревнованиях; за то, что выиграл викторину.
Средство связи: союз "за то, что".
7) (С кем ), [...]:
- С кем ты играл в футбол вчера?
- С кем Бабушка говорила по телефону?
Главное предложение: С кем ты играл, С кем Бабушка говорила.
Придаточное предложение: играл в футбол вчера; говорила по телефону.
Средство связи: союз "(с кем)".
8) [...], (будто...):
- Он сделал вид, будто не заметил меня.
- Девочка пела, будто профессиональная певица.
Главное предложение: Он сделал вид, Девочка пела.
Придаточное предложение: будто не заметил меня; будто профессиональная певица.
Средство связи: союз "будто".
9) ...], (будто...):
- Ребенок поверил, будто его подарок от Деда Мороза.
- Мальчик рассказал историю, будто сам ее придумал.
Главное предложение: Ребенок поверил, Мальчик рассказал историю.
Придаточное предложение: будто его подарок от Деда Мороза; будто сам ее придумал.
Средство связи: союз "будто".
Вот так можно составить предложения по каждой из схем. Подчеркнуто грамматическое основы и выделены главные и придаточные предложения. Таким образом, структура предложений становится более понятной и легко разбираемой для школьников.