Составьте пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологизмами. объясните, почему в одном случае это свободное словосочетание, а в другом – фразеологическая единица. стоять на часах
1) Я окликнул хозяев – никто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там никого не было. 2) Долго не находил я никакой дичи. 3) Я ничего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне не на кого пенять – сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он ни с кем не мог. 6.) Оба они ни к чему не имели особой страсти или привязанности. 7) Ни в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища. 8) Охотиться стало в тот год не на что. 9) Не с кем было словом перемолвиться, некого пригласить в гости. 10) Тоня нисколько сожалела о сказанном.
2. Подчеркните отрицательные местоимения, поставьте в них ударения.
1) Его никто не заметил, никто не удерживал. 2) Через пять минут никого не осталось на улице. 3) Больше ждать было некого. 4) Не замечал он ничего. 5) Никто ничего не узнал о Дашеньке. 6) Мне решительно скрывать нечего. 7) А теперь мне выехать не (на) чем, некому лошадей подковать. 8) Им ни (в) чём нельзя доверять. 9) Не (на) чем отдохнуть измученному взгляду. 10) Никакими силами и стараниями нельзя было узнать, из чего был сделан его халат.
P.S. где в слове вставлено буква е, туда и падает ударение.
А если в слове вставлено буква и, то ударение падает на последний слог слова
4. Вставьте нужное отрицательное местоимение:
1. Вчера я видел всех, а сегодня я никого не видел. 2. Он получает письма от родителей и от друзей, а я ни от кого не получаю писем. 3. Том знаком со всеми, а Джон ни с кем не знаком. 4. Мой друг был у всех, а моя подруга ни у кого не была. 5. С вами мы говорим обо всём, а с ними я ни о чем не могу говорить. 6. Я всем занимаюсь: спортом, музыкой, танцами, а он ничем не занимается. 7. Моя сестра всегда со всеми соглашается, а я ни с чем не соглашаюсь. 8. В этом классе много разных стульев, а в том нет никаких стульев. 9. Я во всём разобрался, а мой друг ни в чем не разобрался.
Второй урок.
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
указывают на признак предмета и его принадлежность (чья это вещь?) и отвечают на вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
мой учебник, твой стол, наш дом, ваш завтрак, свой телефон, его друг, её кукла, их двор
признаки притяжательных местоимений:
А) имеют ед.ч. и мн.ч.: ваш — ваши, свой — свои;
Б) имеют формы рода: ваш — ваша — ваше, свой — своя, наш — наша;
В) изменяются по падежам (кроме ЕГО, ЕЁ, ИХ) по типу прилагательных.
1. Просклоняйте местоимения МОЙ, ТВОЙ, НАШ, СВОЙ.
_И.п. мой, твой, наш, свой.
Р.п. моего, твоего, нашего, своего.
Д. п. моему, твоему, нашему, своему.
В. п. мой, твой, наш, свой.
Т.п. моим, твоим, нашим, своим.
П. п. (о) моём, твоем, нашем, своем.
2. Найдите в предложениях притяжательные местоимения.
Наша старшая сестрица печь блины-то мастерица! И с той поры в морях твоя дорога, о волн и бурь любимое дитя! Да напомните ему, государю своему: к нам он в гости обещался, а доселе не собрался. Наша крыша – небо голубое, наше счастье – жить такой судьбою! Вы заботы бросьте, приходите в гости, прямо к нашему крыльцу к нам на Масленицу! Как у нашей сватьи масляны оладьи. А ваш-то пирог подгорел на один бок. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Зима недаром злится её пора, Весна в окно стучится и гонит со двора. Грустен лик её туманный.
3. Поставьте местоимения в нужную падежную форму. Укажите падеж.
своему брату, устроили в нашей квартире, беседовал с твоей мамой, приближался к нашему дому, в газете писали о нашей семье, горжусь своим отцом, интересуюсь делами моих родителей.
4. Задание: найти и устранить недочёты.
На их огородах травы много выросло. Пограничники охраняют рубежи их Родины. В их хозяйстве коровы хорошей породы. Об их службе написано много книг.
5. Вставьте нужные по смыслу притяжательные местоимения. Подчеркните их.
1) Жил старик со своей старухой у самого синего моря. 2) Царь Салтан гостей сажает за свой стол. 3) Прощай же, море! Не забуду твоей торжественной красы и долго, долго слышать буду твой гул в вечерние часы. 4) Яков наслаждался своей победой, как дитя.
Спишите, расставьте знаки препинания. Раскройте скобки.
1.Скейтбординг как особая культура появился в веке. 2. Скейтпарк используют как особую площадку для катания на скейтбордах. 3. С трюка олли скейтбордисты могут птицей парить в воздухе. 4. ( Н...) кто иной как Марк Гонсалез первым сделал трюк на уличных перилах. 5. Поисковый образ документа как средство поиска информации в Интернете представляет собой набор ключевых слов. 6. Аннотация, план, конспект текста так ( же ) как и поисковый образ текста в сжатом виде передают содержание текста. 7. Однако слова в поисковом образе текста грамматически ( н..) связаны между собой как в аннотации. 8. Компьютер ускоряет выполнение таких задач как счет, вычисление, контроль.
1) Я окликнул хозяев – никто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там никого не было. 2) Долго не находил я никакой дичи. 3) Я ничего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне не на кого пенять – сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он ни с кем не мог. 6.) Оба они ни к чему не имели особой страсти или привязанности. 7) Ни в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища. 8) Охотиться стало в тот год не на что. 9) Не с кем было словом перемолвиться, некого пригласить в гости. 10) Тоня нисколько сожалела о сказанном.
2. Подчеркните отрицательные местоимения, поставьте в них ударения.
1) Его никто не заметил, никто не удерживал. 2) Через пять минут никого не осталось на улице. 3) Больше ждать было некого. 4) Не замечал он ничего. 5) Никто ничего не узнал о Дашеньке. 6) Мне решительно скрывать нечего. 7) А теперь мне выехать не (на) чем, некому лошадей подковать. 8) Им ни (в) чём нельзя доверять. 9) Не (на) чем отдохнуть измученному взгляду. 10) Никакими силами и стараниями нельзя было узнать, из чего был сделан его халат.
P.S. где в слове вставлено буква е, туда и падает ударение.
А если в слове вставлено буква и, то ударение падает на последний слог слова
4. Вставьте нужное отрицательное местоимение:
1. Вчера я видел всех, а сегодня я никого не видел. 2. Он получает письма от родителей и от друзей, а я ни от кого не получаю писем. 3. Том знаком со всеми, а Джон ни с кем не знаком. 4. Мой друг был у всех, а моя подруга ни у кого не была. 5. С вами мы говорим обо всём, а с ними я ни о чем не могу говорить. 6. Я всем занимаюсь: спортом, музыкой, танцами, а он ничем не занимается. 7. Моя сестра всегда со всеми соглашается, а я ни с чем не соглашаюсь. 8. В этом классе много разных стульев, а в том нет никаких стульев. 9. Я во всём разобрался, а мой друг ни в чем не разобрался.
Второй урок.
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
указывают на признак предмета и его принадлежность (чья это вещь?) и отвечают на вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
мой учебник, твой стол, наш дом, ваш завтрак, свой телефон, его друг, её кукла, их двор
признаки притяжательных местоимений:
А) имеют ед.ч. и мн.ч.: ваш — ваши, свой — свои;
Б) имеют формы рода: ваш — ваша — ваше, свой — своя, наш — наша;
В) изменяются по падежам (кроме ЕГО, ЕЁ, ИХ) по типу прилагательных.
1. Просклоняйте местоимения МОЙ, ТВОЙ, НАШ, СВОЙ.
_И.п. мой, твой, наш, свой.
Р.п. моего, твоего, нашего, своего.
Д. п. моему, твоему, нашему, своему.
В. п. мой, твой, наш, свой.
Т.п. моим, твоим, нашим, своим.
П. п. (о) моём, твоем, нашем, своем.
2. Найдите в предложениях притяжательные местоимения.
Наша старшая сестрица печь блины-то мастерица! И с той поры в морях твоя дорога, о волн и бурь любимое дитя! Да напомните ему, государю своему: к нам он в гости обещался, а доселе не собрался. Наша крыша – небо голубое, наше счастье – жить такой судьбою! Вы заботы бросьте, приходите в гости, прямо к нашему крыльцу к нам на Масленицу! Как у нашей сватьи масляны оладьи. А ваш-то пирог подгорел на один бок. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Зима недаром злится её пора, Весна в окно стучится и гонит со двора. Грустен лик её туманный.
3. Поставьте местоимения в нужную падежную форму. Укажите падеж.
своему брату, устроили в нашей квартире, беседовал с твоей мамой, приближался к нашему дому, в газете писали о нашей семье, горжусь своим отцом, интересуюсь делами моих родителей.
4. Задание: найти и устранить недочёты.
На их огородах травы много выросло. Пограничники охраняют рубежи их Родины. В их хозяйстве коровы хорошей породы. Об их службе написано много книг.
5. Вставьте нужные по смыслу притяжательные местоимения. Подчеркните их.
1) Жил старик со своей старухой у самого синего моря. 2) Царь Салтан гостей сажает за свой стол. 3) Прощай же, море! Не забуду твоей торжественной красы и долго, долго слышать буду твой гул в вечерние часы. 4) Яков наслаждался своей победой, как дитя.
Объяснение:
Спишите, расставьте знаки препинания. Раскройте скобки.
1.Скейтбординг как особая культура появился в веке. 2. Скейтпарк используют как особую площадку для катания на скейтбордах. 3. С трюка олли скейтбордисты могут птицей парить в воздухе. 4. ( Н...) кто иной как Марк Гонсалез первым сделал трюк на уличных перилах. 5. Поисковый образ документа как средство поиска информации в Интернете представляет собой набор ключевых слов. 6. Аннотация, план, конспект текста так ( же ) как и поисковый образ текста в сжатом виде передают содержание текста. 7. Однако слова в поисковом образе текста грамматически ( н..) связаны между собой как в аннотации. 8. Компьютер ускоряет выполнение таких задач как счет, вычисление, контроль.