Составьте план текста. Реквием - это песня печали и памяти. Ее посвящают тем, кого уже нет.
Людям, которых любили. Но этот реквием - не о человеке. Он о старом
тополе, который был для меня живым, как человек.
Тополь рос во дворе моего детства. Он был самый большой в городе. Сейчас это трудно доказать: у деревьев не бывает документов. Он помнил всех, кто ссаживал на коленях кожу, пытаясь добраться хотя бы первой его развилки. Всех, кто, окончив школу, вбегал во двор и радостно лупил по стволу ненужным теперь портфелем. Тополь не обижался ни на ребят, ни на взрослых. Не обижался, когда по нему били тугими мячами, когда вырезали на его коре сердца со стрелами. Не обиделся на соседку Василису Тимофеевну, когда она вбила в ствол железный штырь, чтобы привязать бельевую верёвку.
Мой дядюшка Боря посвятил тополю стихи:
Ты в минувшем веке родился,
И шумишь весь двадцатый наш век,
И с грядущим веком сроднишься,
Коль не сгубит тебя человек.
Зима-холодная,долгая,прекрасная;медвежонок-милый,пушистый,умный;пес-послушный,умный,хороший;река-холодная,замершая,длинная;цветы-яркие,пахнущие,искусственные;дорога-длинная,плохая,каменная;характер-вспыльчивый,ужасный,хороший;собака-(все то что и у пса) друг-верный,добрый,хороший;урок-скучный,долгий,следующий;пирог-яблочный,свежий,пахнущий;лиса-рыжая,хитрая,ловкая;птица-проворная,умная,голосистая;лист-белый,по рисованный,разукрашенный;рисунок-яркий,радужный,красивый;квартира-большая,просторная,отличная;гроза-громкая,страшная стильная;девочка-умная,симпатичная,послушная;поле-цветочное,красивое,просторное;вода-теплая,прозрачная,питьевая. (надеюсь
Тот, кому знакомо (по фотографиям, телевизионным кадрам или портретам) лицо Василия Шукшина, наверняка согласится с тем, что оно совершенно не похоже на тысячи других лиц, как не похожи его судьба, жизнь и творчество. Знакомство с биографией и творчеством писателя позволяет говорить о том, что это человек, искренне веривший в силу добра, правды, чистоты чувств и стремлений. Он просит, упрашивает, требует от людей нравственной чистоты. И действительно, вчитываясь в произведения Шукшина, начинаешь по-новому смотреть на мир, становишься мягче, доверчивее, правдивее.
Шукшин исследует и раскрывает перед читателем образ мыслей русского человека, рассуждает о судьбах представителей нации, причем не каких-то выдающихся личностей, а тех людей, которые населяют города, поселки и деревни.
Рассказы Шукшина подобны короткометражным фильмам. При чтении их обычно перед глазами вырисовываются какие-то отдельные моменты, представляясь эпизодами из хорошо знакомого и любимого отечественного фильма, благодаря чему читатель легко рисует в своем воображении персонажей и пейзаж. Особенностью рассказов Шукшина является их необычайная легкость, образность и, конечно, насыщенность юмором, который буквально пронизывает каждую строчку его сочинений.
Тот, кто более или менее хорошо знаком с творчеством Шукшина, может вспомнить достаточно большое количество комических героев, которые из-за своей простоты и незадачливости попадают в ужасно смешные ситуации, оказываются виновниками или участниками курьезных происшествий. Они вызывают у читателя улыбку своими словами, поступками и даже наружностью, но улыбку не насмешливую или осуждающую, а добрую, снисходительную, нередко даже грустную.
Рассказы Василия Шукшина населены множеством героев, которых иначе как простаками не назовешь. Они подкупают своей безыскусностью, натуральностью, близостью к читателю.
Расстаться с героями трудно, хочется возвращаться к ним снова и снова. Вероятно, это связано с тем, что герои Шукшина — обычные деревенские жители, по своему характеру такие же люди, как мы с вами, как каждый из нас. У них свои радости и печали, свои проблемы и неудачи.
«Охота жить» — еще один из рассказов Шукшина. Его название как нельзя лучше отражает русскую действительность, основную черту характера русского человека. Как это обычно бывает у Шукшина, здесь простыми словами рассказывается о серьезном и актуальном, иногда трагическом. Практически везде можно встретить рассуждения героя о смысле жизни, размышления о том, что привносит в общее существование каждый из живущих на земле.
Так, Сергей Духанин — герой рассказа «Сапожки» — думает следующим образом: «Вот так живешь — сорок пять лет уже — все думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идет... И так подойдешь к той ямке, в которую надо ложиться, — всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, какого дьявола надо было ждать, а не делать такие радости, которые можно делать?» Ведомый такими рассуждениями, Сергей идет и покупает жене дорогие сапожки — «полмотороллера». И не беда, что сапожки не подошли, что их будет носить дочь, ведь дело-то вовсе не в сапожках! В чем же? В умении и способности делать счастливыми окружающих, приносить им пускай и не долгую, но радость.
Главный герой рассказа «Степка» Степан Воеводин сбежал из тюрьмы, не досидев всего-навсего три месяца, сбежал только из-за того, что ему нестерпимо захотелось пройтись по родной деревне, вдохнуть родной, знакомый с детства воздух, от которого так щемит грудь, посмотреть на знакомых и незнакомых людей, которых так давно не видел. И пусть недоумевает участковый: «Прости меня, но я таких дураков еще не встречал, хотя много повидал всяких.
Но Степану не страшно: «Ничего... Я теперь подкрепился. Теперь можно сидеть. А то меня сны замучили — каждую ночь деревня снится... Хорошо у нас весной».
Как не улыбнуться ребячливости и вместе с тем глубокой чувствительности героя? Как не посочувствовать ему? Ведь каждый из нас наверняка встречался с похожими чудаками, поведение которых, внешне смешное и нелепое, на самом деле таит глубоко скрытые высокие чувства и мысли и заставляет нас быть менее черствыми.
Многие герои Шукшина комичны, наивны, иногда глупы, просты, независимы, но очень часто их слова и поступки вызываюту читателя не просто смех, но и слезы — слезы умиления, ведь жизнь обошлась довольно сурово с этими чистыми людьми, заставив их спрятаться за «оболочкой» чудаковатости. Размышляя над рассказами Шукшина, невольно понимаешь, что не все так плохо, как кажется, что есть еще люди любить и сострадать, вызывая тем самым любовь и сострадание по отношению к самим себе.