Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением, мною используются при объяснении нового материала (в примерах, иллюстрирующих то или иное грамматическое правило), в контрольных диктантах. При проверке домашнего задания по учебнику непременно спрашиваю детей, все ли слова, встречающиеся в тексте, известны, понятны. Никогда не оставляю без внимания ни одного непонятного слова с непроверяемым написанием, встретившегося в учебнике «Русский язык» или в «Книге для чтения». Учу видеть такие слова в рассказе, стихотворении, научной статье, находить им объяснение, записывать в индивидуальные словарики. Коротко о последнем. Индивидуальный словарик есть у каждого ученика, только у одного он посолиднее (слов больше), у другого — потоньше. Откуда записывают ученики слова? Из любого текста, прочитанного ими. В I классе и в первом полугодии II класса слова в словарики записываем в основном коллективно. Например, в I классе из упр. 5 взяли слово береги, из упр. 6 — работу, из упр. 7 — поработали, работой, из упр. 10 — работает, работу. Когда дети познакомились со словами работа, рабочий, то в своих словариках нашли слова, им «родные». Термин «родные» первоклассники понимают легко.За индивидуальными словариками всегда слежу, проверяю выборочно, поощряю яркой открыткой, маркой, просто добрым словом. Один раз в неделю обязательно 2—3 ученика работают с карточкой, на которой написаны слова с пропущенной гласной, взятые из индивидуального словарика. Положительную отметку выставляю в дневник и журнал. К окончанию начальной школы у отдельных учащихся собирается несколько таких словариков. Родители Сережи С., Иры В. и других учащихся даже сброшюровали их.
1. Ветер не шелохнет. (двусост., нераспр.). Тишина. (односост., нераспр.) 2. Темнело. (односост., нераспр.). Молодой месяц повис тонким рогом над дальней рощей. ( двусост., распр.) 3. От засыхающих листьев пахло осенью. (односост., распр.) 4. Поздняя осень (односост., распр.). Грачи улетели (двусост., нераспр.) 5. Под солнцем горячим, под ночью слепою не мало пришлось нам пройти (двусост., распр.). 6. Почему любимые места, когда надо с ними расставаться, бывают особенно хороши? (двусост., распр.). Почему они сияют такой прощальной красотой? (двусост., распр.). 7. Хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны. (односост., распр.). 8. Наукой врагов побеждают. (односост., распр.). 9. Вам не видать таких сражений! (двусост., распр.) 10. Ночь.(односост., нераспр.). Луна (односост., нераспр.). В снегу следы костра (односост., распр.) 11. Выйду за дрогу, выйду под откосы,- сколько там нарядных мужиков и баб!
2. Темнело. (односост., нераспр.). Молодой месяц повис тонким рогом над дальней рощей. ( двусост., распр.)
3. От засыхающих листьев пахло осенью. (односост., распр.)
4. Поздняя осень (односост., распр.). Грачи улетели (двусост., нераспр.)
5. Под солнцем горячим, под ночью слепою не мало пришлось нам пройти (двусост., распр.).
6. Почему любимые места, когда надо с ними расставаться, бывают особенно хороши? (двусост., распр.). Почему они сияют такой прощальной красотой? (двусост., распр.).
7. Хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны. (односост., распр.).
8. Наукой врагов побеждают. (односост., распр.).
9. Вам не видать таких сражений! (двусост., распр.)
10. Ночь.(односост., нераспр.). Луна (односост., нераспр.). В снегу следы костра (односост., распр.)
11. Выйду за дрогу, выйду под откосы,- сколько там нарядных мужиков и баб!