1. Учиться никогда не поздно. Умел ошибиться, умей и поправиться. Альпинизм учит человека не сдаваться, не ослаблять своей воли даже на десятую долю секунды. Легко обжечься, когда торопишься. Матушка в слезах наказывала мне беречь своё здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей. Волны звучат так ласково, что просят пустить их погреться к костру.
2. Труд человека кормит, а лень портит. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь. Словами, что листьями стелишь, а стеблем в глаза колешь. Днём раньше посеешь – неделей раньше пожнёшь. Хмурыми осенними днями не только не видишь, но и не чувствуешь солнца. Что было, то видим, что будет, то увидим.
3. Поставь глаголы во 2м лице множественного числа в будущем времени и в повелительном наклонении, обозначь суффиксы.
2) Дождь окончился - туристы двинулись дальше. 3) Любите книгу: она вам разобраться в пёстрой путанице мыслей. 4) За ночь все отдохнули - можно было двигаться дальше. 5) Он гость - я хозяин. 6) Назвался груздём - полезай в кузов. 7) Я выглянул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. 8) Семь раз примерь - один раз отрежь.
б) Спишите, расставляя знаки препинания, объясните постановку двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях.
Шмель пишет письма. Не веришь - попробуй как-нибудь весной последить за шмелём. (в первой части условие)
Как-то странно ведёт себя сегодня шмель: то в одном месте коснётся коры дерева, то в другом. (вторая часть поясняет первую; однородные обстоятельства) Потом летит к к следующему дереву и тоже касается в разных местах его коры или кусает листья и веточки. Но летит шмель от дерева к дереву не прямо: он делает большой круг. (вторая часть поясняет первую) И в конце концов возвращается к первому дереву. Долго люди не могли понять, что же такое происходит со шмелями. (СПП) Но вот несколько лет назад учёные наконец открыли секрет этих насекомых: оказывается, шмели «пишут письма» шмелихам (вторая часть раскрывает содержание первой; вводное слово)
1. Учиться никогда не поздно. Умел ошибиться, умей и поправиться. Альпинизм учит человека не сдаваться, не ослаблять своей воли даже на десятую долю секунды. Легко обжечься, когда торопишься. Матушка в слезах наказывала мне беречь своё здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей. Волны звучат так ласково, что просят пустить их погреться к костру.
2. Труд человека кормит, а лень портит. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь. Словами, что листьями стелишь, а стеблем в глаза колешь. Днём раньше посеешь – неделей раньше пожнёшь. Хмурыми осенними днями не только не видишь, но и не чувствуешь солнца. Что было, то видим, что будет, то увидим.
3. Поставь глаголы во 2м лице множественного числа в будущем времени и в повелительном наклонении, обозначь суффиксы.
Списать, сесть, сказать, стукнуть, скрыться, вывести (груз), отправить, вынести, выкупаться, выйти, выскользнуть, вытереть, позволить, расписаться, вывести (пятно).
Повелительное наклонение - спиш/и/те, сядь/те, скаж/и/те,стук/н/и/те, скрой/те, скрой/те/сь, вывез/и/те, отправь/те/сь, вынеси/те, выкуп/и/те/сь, выйд/и/те, выскольз/н/и/те, вытр/и/те, позволь/те, распиш/и/те/сь, вывед/и/те.
Объяснение:
3. Не могу точно сказать, что такое -те... суффикс, постфикс или окончание - везде написано по-разному((.
1) Повелительное наклонение образуется от основы глагола в форме 2-го лица, к которой может прибавляться:
- Суффикс –и– и суффикс –те (для повелительного наклонения множественного числа) (смотришь — смотр-и-те!)
- Суффикс –ем–/–им– и суффикс –те (поедешь — поед-ем-те).
2) Форма множественного числа образуется присоединением постфикса -те к форме единственного числа
3) Глаголы в повелительном наклонении во множественном числе окончание -те.
- сь - постфикс
2) Дождь окончился - туристы двинулись дальше. 3) Любите книгу: она вам разобраться в пёстрой путанице мыслей. 4) За ночь все отдохнули - можно было двигаться дальше. 5) Он гость - я хозяин. 6) Назвался груздём - полезай в кузов. 7) Я выглянул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. 8) Семь раз примерь - один раз отрежь.
б) Спишите, расставляя знаки препинания, объясните постановку двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях.
Шмель пишет письма. Не веришь - попробуй как-нибудь весной последить за шмелём. (в первой части условие)
Как-то странно ведёт себя сегодня шмель: то в одном месте коснётся коры дерева, то в другом. (вторая часть поясняет первую; однородные обстоятельства) Потом летит к к следующему дереву и тоже касается в разных местах его коры или кусает листья и веточки. Но летит шмель от дерева к дереву не прямо: он делает большой круг. (вторая часть поясняет первую) И в конце концов возвращается к первому дереву. Долго люди не могли понять, что же такое происходит со шмелями. (СПП) Но вот несколько лет назад учёные наконец открыли секрет этих насекомых: оказывается, шмели «пишут письма» шмелихам (вторая часть раскрывает содержание первой; вводное слово)
Пояснення: