Схема морфологического разбора наречия. I. Часть речи. II. Морфологические признаки: 1) разряд по значению; 2) степень сравнения (если есть) ; 3) неизменяемое слово. III. Синтаксическая функция.
Луна поднялась ещё выше и побледнела. (А. Куприн) Образец морфологического разбора наречия. I. Высоко — наречие, так как обозначает признак действия. II.Морфологические признаки: 1) определительное; 2) выше; 3) неизменяемое слово. III.Синтаксическая функция. Наречие «выше» в предложении выполняет функцию обстоятельства образа действия (+ значение места) .
Образцы разбора наречий
Трофимов шагнул вперёд и застыл навытяжку (Кетлинская) .
(Шагнул) вперёд Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (шагнул) куда? Н. ф. – вперёд. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие места. В предложении – обстоятельство места.
(Застыл) навытяжку Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (застыл) как? Н. ф. – навытяжку. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия. В предложении – обстоятельство образа действия.
Стало совсем темно (Чаковский) .
(Стало) темно Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (стало) как? Н. ф. – темно. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия. В предложении – именная часть сказуемого в безличном односоставном предложении.
Совсем (темно) Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (темно) в какой степени? насколько? Н. ф. – совсем. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие меры и степени. В предложении – обстоятельство меры и степени.
Солнце ласковее греет в затишье гумен и дворов (Бунин) . Ласковее (греет) Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (греет) как? Н. ф. – ласково. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия; употреблено в простой сравнительной степени. В предложении – обстоятельство меры и степени.
Упражнение к теме «Понятие о наречии. Морфологические признаки наречий. Разряды наре
9 Мая – день особенный Да, сделали все, что могли, Кто мог, сколько мог, и как мог. 9 Мая – день для меня особенный. С утра уже чувствуется торжественная обстановка. По улицам идут ветераны с цветами в руках, слышны военные песни под гармошку. В доме суетятся взрослые – готовят угощенье. Мы собираемся за праздничным столом, смотрим военный парад по телевидению. Чувство гордости переполняет нас при виде красивых, стройных рядов шагающих по Красной площади солдат и офицеров. А впереди всех – ветераны в военных мундирах, украшенных множеством орденов и медалей. Дед в этот день особенно взволнован. Ведь ему пришлось пережить тяжелые фронтовые годы. И он не очень любит вспоминать события тех времен, да и понятно – тяжело… Но в День Победы он бывает откровенен, как никогда. Вот уж тут я ловлю каждое его слово: о том, как учились без учебников и тетрадей, а уроки записывали на клочках бумаги, о том, как не хватало учителей – ушли на фронт, о том, как приходилось выживать в те суровые годы. Как только началась война, учеников-подростков, в числе которых был и мой дедушка, после уроков стали отправлять на колхозные поля, где нужна была их Весной трудились на посадке и поливке табака, овощей; летом - на прополке, сенокосе; собирали зеленый горох и убирали зерновые. В летние каникулы работали с раннего утра до захода солнца. Вязали снопы, таскали и молотили их до поздней поры. Труд был для них, подростков, непосильный, но никто не жаловался. Не хватало еды, ели даже заплесневелый хлеб и гнилой картофель, а бывало, голодали днями. Были забыты все детские игры – не до этого. Все вдруг почувствовали себя не по годам взрослыми. В 1943 году мой дед уже работал на тракторе. Было ему в это время пятнадцать лет. Он выполнял норму, которая предназначалась для взрослого человека. Рядом на тракторах работали девушки, которые заменили мужчин, ушедших на фронт. У всех было желание трудиться не жалея сил, чтобы нашей стране победить врага. Особенно было страшно, когда фашисты подошли к Ельцу. Выстрелы танков, взрывы ракет были слышны в родном селе Каликино. Люди прятались в подвалах и надеялись на чудо. Чудо произошло – Елец выстоял. Я слушаю рассказ деда, а на глаза наворачиваются слезы. Плачет и сам дед. Ведь не зря же говорят, что «это праздник со слезами на глазах». Страшно представить, если бы нашему поколению пришлось пережить подобное. «Смогли бы мы выстоять?» – сам себе задаю я вопрос. Думаю, что да. Потому что наш народ сильный духом, и покорить его не удалось еще никому и никогда.
I. Часть речи.
II. Морфологические признаки:
1) разряд по значению;
2) степень сравнения (если есть) ;
3) неизменяемое слово.
III. Синтаксическая функция.
Луна поднялась ещё выше и побледнела. (А. Куприн) Образец морфологического разбора наречия.
I. Высоко — наречие, так как обозначает признак действия.
II.Морфологические признаки:
1) определительное;
2) выше;
3) неизменяемое слово.
III.Синтаксическая функция.
Наречие «выше» в предложении выполняет функцию обстоятельства образа действия (+ значение места) .
Образцы разбора наречий
Трофимов шагнул вперёд и застыл навытяжку (Кетлинская) .
(Шагнул) вперёд
Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (шагнул) куда?
Н. ф. – вперёд. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие места.
В предложении – обстоятельство места.
(Застыл) навытяжку
Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (застыл) как?
Н. ф. – навытяжку. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия.
В предложении – обстоятельство образа действия.
Стало совсем темно (Чаковский) .
(Стало) темно
Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (стало) как?
Н. ф. – темно. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия.
В предложении – именная часть сказуемого в безличном односоставном предложении.
Совсем (темно)
Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (темно) в какой степени? насколько?
Н. ф. – совсем. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие меры и степени.
В предложении – обстоятельство меры и степени.
Солнце ласковее греет в затишье гумен и дворов (Бунин) .
Ласковее (греет)
Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (греет) как?
Н. ф. – ласково. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия; употреблено в простой сравнительной степени.
В предложении – обстоятельство меры и степени.
Упражнение к теме «Понятие о наречии. Морфологические признаки наречий. Разряды наре
Да, сделали все, что могли, Кто мог, сколько мог, и как мог. 9 Мая – день для меня особенный. С утра уже чувствуется торжественная обстановка. По улицам идут ветераны с цветами в руках, слышны военные песни под гармошку. В доме суетятся взрослые – готовят угощенье. Мы собираемся за праздничным столом, смотрим военный парад по телевидению. Чувство гордости переполняет нас при виде красивых, стройных рядов шагающих по Красной площади солдат и офицеров. А впереди всех – ветераны в военных мундирах, украшенных множеством орденов и медалей. Дед в этот день особенно взволнован. Ведь ему пришлось пережить тяжелые фронтовые годы. И он не очень любит вспоминать события тех времен, да и понятно – тяжело… Но в День Победы он бывает откровенен, как никогда. Вот уж тут я ловлю каждое его слово: о том, как учились без учебников и тетрадей, а уроки записывали на клочках бумаги, о том, как не хватало учителей – ушли на фронт, о том, как приходилось выживать в те суровые годы. Как только началась война, учеников-подростков, в числе которых был и мой дедушка, после уроков стали отправлять на колхозные поля, где нужна была их Весной трудились на посадке и поливке табака, овощей; летом - на прополке, сенокосе; собирали зеленый горох и убирали зерновые. В летние каникулы работали с раннего утра до захода солнца. Вязали снопы, таскали и молотили их до поздней поры. Труд был для них, подростков, непосильный, но никто не жаловался. Не хватало еды, ели даже заплесневелый хлеб и гнилой картофель, а бывало, голодали днями. Были забыты все детские игры – не до этого. Все вдруг почувствовали себя не по годам взрослыми. В 1943 году мой дед уже работал на тракторе. Было ему в это время пятнадцать лет. Он выполнял норму, которая предназначалась для взрослого человека. Рядом на тракторах работали девушки, которые заменили мужчин, ушедших на фронт. У всех было желание трудиться не жалея сил, чтобы нашей стране победить врага. Особенно было страшно, когда фашисты подошли к Ельцу. Выстрелы танков, взрывы ракет были слышны в родном селе Каликино. Люди прятались в подвалах и надеялись на чудо. Чудо произошло – Елец выстоял. Я слушаю рассказ деда, а на глаза наворачиваются слезы. Плачет и сам дед. Ведь не зря же говорят, что «это праздник со слезами на глазах». Страшно представить, если бы нашему поколению пришлось пережить подобное. «Смогли бы мы выстоять?» – сам себе задаю я вопрос. Думаю, что да. Потому что наш народ сильный духом, и покорить его не удалось еще никому и никогда.