Петр Ильич Чайковский – великий композитор, составивший эпоху в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь Чайковского – это образец непрерывного, настойчивого труда. Композитор-симфонист, автор замечательных опер Чайковский сочетал работу композитора с деятельностью педагога, критика-публициста, дирижера. Основная идея его творчества – протест и страстная борьба против темных сил жизни, воздвигающих препятствия на пути человека к счастью. Даже приводя эту борьбу к трагическому завершению (как в «Пиковой даме», «Шестой симфонии») Чайковский подчеркивал конечное торжество светлых гуманистических идеалов. Творчество Чайковского глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел героическое России. Чуткий реалист-психолог, он с огромной эмоциональной силой и жизненной правдой отразил духовный мир своих современников. Путь композитора Чайковский начал в середине 60-х гг.. В 70-х гг. он был уже автором многих выдающихся сочинений , в том числе оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», четырех симфоний, программно-симфонических произведений «Ромео и Джульетта» и «Франческа да Римини». Но наивысшего расцвета достигло его дарование в 80-х и в 90-х гг., когда им были созданы такие шедевры как балет «Спящая красавица», опера «Пиковая дама», Пятая и Шестая симфонии. Чайковский – художник-реалист. Он искренне и правдиво рассказывает о скорби и радости простого человека, ярко воплощает в музыке его возвышенно-прекрасную мечту о счастье. Чутко и глубоко раскрывает Чайковский характеры людей, богатый мир их душевных переживаний. По характеру своего дарования Чайковский, прежде всего, лирик и драматург-психолог. Начиная с первых лет творчества, ведущее место в его творчестве заняла тема борьбы человека за свое право на счастье. Такая тема была очень актуальна для русского искусства 60-70 гг. Чайковский – один из самых выдающихся в мировом искусстве композиторов-мелодистов. Широким песенным развитием определяется во многом и форма его сочинений. Музыке его присуща также большая декламационно-речевая выразительность, во многом продолжающая традиции Даргомыжского. В его сочинениях сказывается влияние городской песни, и особенно городского бытового романса. В музыкальном языке Чайковского ощутимо влияние русской романсной культуры первой половины XIX века – творчества Гурилева, Варламова, Алябьева, Глинки и Даргомыжского. В произведениях Чайковского часто звучат танцевальные ритмы, особенно ритмы вальса, играющие большую роль не только в его ансамблях, но и в симфониях, операх, камерно-инструментальной и вокальной музыке. Одновременно Чайковский чутко воспринял, подобно Глинке, песенную и танцевальную мелодику других народов: украинского, итальянского, французского. На его творчество оказали значительное воздействие оперная драматургия Моцарта и Бизе, симфонизм Бетховена и композиторов-романтиков, немецкая песенная лирика первой половины 19 в., особенно Шумана. Но, творчески воспринимая разнообразные традиции зарубежной музыки, Чайковский всегда придавал своим сочинениям ярко выраженный русский характер. Чайковский был подлинным новатором. Продолжив традиции Даргомыжского в области лирико-психологической музыкальной драмы, он впервые в русской музыке широко раскрыл возможности этого жанра, а также затронул сферу лирико-комической оперы. Чайковский создал новый тип симфонии, которую можно назвать симфонией-драмой и симфонией-трагедией, развил жанр одночастной программной увертюры и симфонической поэмы. Он явился основоположником русского классического балета, внес яркий вклад в область фортепианного и скрипичного концерта, лирического романса и фортепианной миниатюры. Наряду с Бородиным он заложил основы дальнейшего развития квартетного жанра. Чайковским создано 10 опер (Воевода , Ундина (уничтожена Чайковским), Опричник , Кузнец Вакула, Евгений Онегин, Орлеанская дева, Мазепа, Черевички (2-я редакция оперы Кузнец Вакула), Чародейка , Пиковая дама, Иоланта), 3
план разбораi. часть речи. общее грамматическое значение.ii. морфологические признаки: 1. начальная форма (именительный падеж единственного числа).2. постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.непостоянные признаки: а) падеж, б) число.iii. синтаксическая роль в предложении.
имя прилагательное
план разбораi. часть речи. общее значение.ii. морфологические признаки: 1. начальная форма (именительный падеж единственного числа).2. постоянные признаки: а) качественное, относительное или притяжательное.непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед.iii. синтаксическая роль в предложении.
имя числительное
план разбора
i. часть речи. общее значение.ii. морфологические признаки: 1. начальная форма (именительный падеж).2. постоянные признаки: простое или составное, количественное или порядковое, разряд (для количественных).непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).iii. синтаксическая роль.
местоимение
план разбора
i. часть речи. общее значение.ii. морфологические признаки: 1. начальная форма.2. постоянные признаки: разряд по значению; лицо (для личных).непостоянные признаки: падеж; род (если есть); число (если есть).iii. синтаксическая функция.
глагол
план разбора
i. часть речи. общее значение.ii. морфологические признаки: 1. начальная форма (неопределённая форма).2. постоянные признаки: вид; возвратность; переходность/непереходность; спряжение.непостоянные признаки: наклонение; время (если есть); лицо (если есть); число; род (если есть).iii. синтаксическая роль.
наречие
план разбора
i. часть речи. общее значение.ii. морфологические признаки: 1. неизменяемое слово2. степень сравнения (если есть)iii. синтаксическая роль
план разбораi. часть речи. общее грамматическое значение.ii. морфологические признаки: 1. начальная форма (именительный падеж единственного числа).2. постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.непостоянные признаки: а) падеж, б) число.iii. синтаксическая роль в предложении.
имя прилагательноеплан разбораi. часть речи. общее значение.ii. морфологические признаки: 1. начальная форма (именительный падеж единственного числа).2. постоянные признаки: а) качественное, относительное или притяжательное.непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед.iii. синтаксическая роль в предложении.
имя числительноеплан разбора
i. часть речи. общее значение.ii. морфологические признаки: 1. начальная форма (именительный падеж).2. постоянные признаки: простое или составное, количественное или порядковое, разряд (для количественных).непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).iii. синтаксическая роль.
местоимениеплан разбора
i. часть речи. общее значение.ii. морфологические признаки: 1. начальная форма.2. постоянные признаки: разряд по значению; лицо (для личных).непостоянные признаки: падеж; род (если есть); число (если есть).iii. синтаксическая функция.
глаголплан разбора
i. часть речи. общее значение.ii. морфологические признаки: 1. начальная форма (неопределённая форма).2. постоянные признаки: вид; возвратность; переходность/непереходность; спряжение.непостоянные признаки: наклонение; время (если есть); лицо (если есть); число; род (если есть).iii. синтаксическая роль.
наречиеплан разбора
i. часть речи. общее значение.ii. морфологические признаки: 1. неизменяемое слово2. степень сравнения (если есть)iii. синтаксическая роль