Казахские семейные традиции имеют множество уникальных особенностей в плане именования своих потомков, в статусе человека по его возрасту, а также в принципах воспитания детей. Семейные отношения строились на особой иерархии, и большое внимание уделялось родственным связям, принадлежности к определенному роду или клану. Воспитание детей и различные обряды, связанные с взрослением ребенка, имели религиозный характер, и здесь чувствуется симбиоз мусульманских и кочевых традиций.
В первую очередь стоит отметить принцип «жети ата» (в переводе с казахского «семь отцов»), который формировал институт родственных связей. Базовым элементом было то, что внуком семьи становился ребенок от сына, и его называли «немере», а ребенок от дочери назывался «жиен», что переводится как «племянник», и этот потомок уже не мог претендовать на принадлежность к этому роду. Таким образом продолжателями рода были только мужчины. Мальчик, родившийся от внука, назывался «шобере», что значит «правнук». И так далее: сын «шобере» становился «шепшек», что означает «крохотный»; его сын был «немене», то есть «непонятный», а потомок уже в седьмом поколении именовался «туажат», что означает «рожденный быть чужим». Потомок «туажата» назывался уже «журежат», и считался представителем другого рода. Таким образом казахи вели свою родословную до седьмого поколения, и это делалось для того, чтобы люди помнили и чтили своих предков, а с практичной стороны для того, чтобы не заключались браки между близкими родственниками.
Семейные традиции казахов также включали различные принципы воспитания сыновей: старшего сына отправляли к бабушке и дедушке, среднего сына готовили стать воином, а младшего сына оставляли у себя, и ему полагалось своим родителям. С самого рождения, ребенок проходил через множество обрядов, часть которых ему стать самостоятельным и опытным человеком.
1.Определи тему текста и вырази её в заголовке. Запиши заголовок. Тема текста: об удивительных насекомых муравьях и пользе, которую они приносят. Заголовок: Муравьи - удивительные существа !
2. Выпиши предложение, в котором выражена основная мысль текста. "Мал муравей телом, да велик делом."
3. Сколько смысловых частей в тексте? 4 части Выпиши из них главную часть: Каким же делом он велик? Муравьи разносят семена лесных растений ,перемешивают, рыхлят и удобряют почву. В медицине активно используется муравьиный яд. Муравьи освобождают лес от гусениц, поедающих листья деревьев. За день обитатели муравейника уничтожают до двадцати тысяч гусениц.
4. ответь своими словами письменно на вопрос,почему люди считают муравья сильным Потому что муравьи поднимают тяжести, превышающие их собственный вес в пятьдесят раз.
5.Выпиши номера предложений, в которых дана не информация о муравьях, и отношение к ним автора. Представьте, что вы подняли во дворе легковую машину представьте как бы все ахнули! Отношение автора: Муравьи - удивительные существа! Люди про них говорят :"Мал муравей телом, да велик делом."
6.Выпиши из текста: а) однокоренные слова с корнем мурав: муравьи, муравей. б) формы слова муравей: муравьиный, муравейника.
7.Найди в тексте предложения с однородными членами предложения, выпиши их. Укажи части речи, над склоняемыми частями речи - падежи. ●Покажи схемой постановку знаков препинания. 1) МАЛ муравей телом, да ВЕЛИК делом. Однородные сказуемые (подчеркнуть =), выраженные краткими прилагательными. Схема: [О --, да О]. 2) Муравьи РАЗНОСЯТ семена лесных растений, ПЕРЕМЕШИВАЮТ, РЫХЛЯТ И УДОБРЯЮТ почву. Однородные сказуемые (подчеркнуть =), выраженные глаголом. Схема: [ -- О, О, О и О]. 3) Муравьи всё делают ДРУЖНО и ОРГАНИЗОВАННО. Однородные обстоятельства (подчеркнуть _._._), выраженные наречиями. Схема: [ -- = О и О].
8.Выпиши из текста пословицу. Как она построена? Произведи письменный разбор по членам предложения. В каком значении употреблён союз да ?Запиши да -... Простое предложение, осложнено однородными сказуемыми. Мал (сказуемое, =) муравей (подлежащее,___) телом (дополнение, _ _ _), да велик (сказуемое) делом (дополнение, _ _ _). Союз ДА употреблён в значении НО, т.е. ДА=НО Мал муравей телом, но велик делом.
Как ты считаешь, можно ли истолковать эту пословицу по отношению к человеку? Да, иногда самый простой человек может совершать великие дела. Если да, то проиллюстрируй пословицей, близкой по смыслу, или дай своё толкование. Человек делами велик. Всякий человек у дела познается. По твоим делам о тебе судят. Велик телом, да мал делом (противоположный смысл)
Казахские семейные традиции имеют множество уникальных особенностей в плане именования своих потомков, в статусе человека по его возрасту, а также в принципах воспитания детей. Семейные отношения строились на особой иерархии, и большое внимание уделялось родственным связям, принадлежности к определенному роду или клану. Воспитание детей и различные обряды, связанные с взрослением ребенка, имели религиозный характер, и здесь чувствуется симбиоз мусульманских и кочевых традиций.
В первую очередь стоит отметить принцип «жети ата» (в переводе с казахского «семь отцов»), который формировал институт родственных связей. Базовым элементом было то, что внуком семьи становился ребенок от сына, и его называли «немере», а ребенок от дочери назывался «жиен», что переводится как «племянник», и этот потомок уже не мог претендовать на принадлежность к этому роду. Таким образом продолжателями рода были только мужчины. Мальчик, родившийся от внука, назывался «шобере», что значит «правнук». И так далее: сын «шобере» становился «шепшек», что означает «крохотный»; его сын был «немене», то есть «непонятный», а потомок уже в седьмом поколении именовался «туажат», что означает «рожденный быть чужим». Потомок «туажата» назывался уже «журежат», и считался представителем другого рода. Таким образом казахи вели свою родословную до седьмого поколения, и это делалось для того, чтобы люди помнили и чтили своих предков, а с практичной стороны для того, чтобы не заключались браки между близкими родственниками.
Семейные традиции казахов также включали различные принципы воспитания сыновей: старшего сына отправляли к бабушке и дедушке, среднего сына готовили стать воином, а младшего сына оставляли у себя, и ему полагалось своим родителям. С самого рождения, ребенок проходил через множество обрядов, часть которых ему стать самостоятельным и опытным человеком.
Тема текста: об удивительных насекомых муравьях и пользе, которую они приносят.
Заголовок: Муравьи - удивительные существа !
2. Выпиши предложение, в котором выражена основная мысль текста.
"Мал муравей телом, да велик делом."
3. Сколько смысловых частей в тексте? 4 части
Выпиши из них главную часть:
Каким же делом он велик? Муравьи разносят семена лесных растений ,перемешивают, рыхлят и удобряют почву. В медицине активно используется муравьиный яд. Муравьи освобождают лес от гусениц, поедающих листья деревьев. За день обитатели муравейника уничтожают до двадцати тысяч гусениц.
4. ответь своими словами письменно на вопрос,почему люди считают муравья сильным
Потому что муравьи поднимают тяжести, превышающие их собственный вес в пятьдесят раз.
5.Выпиши номера предложений, в которых дана не информация о муравьях, и отношение к ним автора.
Представьте, что вы подняли во дворе легковую машину представьте как бы все ахнули!
Отношение автора: Муравьи - удивительные существа! Люди про них говорят :"Мал муравей телом, да велик делом."
6.Выпиши из текста:
а) однокоренные слова с корнем мурав: муравьи, муравей.
б) формы слова муравей: муравьиный, муравейника.
7.Найди в тексте предложения с однородными членами предложения, выпиши их. Укажи части речи, над склоняемыми частями речи - падежи.
●Покажи схемой постановку знаков препинания.
1) МАЛ муравей телом, да ВЕЛИК делом.
Однородные сказуемые (подчеркнуть =), выраженные краткими прилагательными. Схема: [О --, да О].
2) Муравьи РАЗНОСЯТ семена лесных растений, ПЕРЕМЕШИВАЮТ, РЫХЛЯТ И УДОБРЯЮТ почву.
Однородные сказуемые (подчеркнуть =), выраженные глаголом. Схема: [ -- О, О, О и О].
3) Муравьи всё делают ДРУЖНО и ОРГАНИЗОВАННО.
Однородные обстоятельства (подчеркнуть _._._), выраженные наречиями. Схема: [ -- = О и О].
8.Выпиши из текста пословицу. Как она построена? Произведи письменный разбор по членам предложения. В каком значении употреблён союз да ?Запиши да -...
Простое предложение, осложнено однородными сказуемыми.
Мал (сказуемое, =) муравей (подлежащее,___) телом (дополнение, _ _ _), да велик (сказуемое) делом (дополнение, _ _ _).
Союз ДА употреблён в значении НО, т.е. ДА=НО
Мал муравей телом, но велик делом.
Как ты считаешь, можно ли истолковать эту пословицу по отношению к человеку?
Да, иногда самый простой человек может совершать великие дела.
Если да, то проиллюстрируй пословицей, близкой по смыслу, или дай своё толкование.
Человек делами велик.
Всякий человек у дела познается.
По твоим делам о тебе судят.
Велик телом, да мал делом (противоположный смысл)