Вопрос №1. Текст как речевое произведение, основные признаки текста. Особенности текстов разных типов: повествование, описание, рассуждение.
Текст - это последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные обшей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершённость (законченность).
Признаки текста:
1. Членимость текста (он состоит из нескольких предложений).
2. Смысловая цельность текста (ведь текст - это высказывание на определённую тему)
3. Связность текста (каждое новое предложение связано с предыдущим)
4. Завершённость (у каждого текста есть начало и конец)
5. Информативность (каждый текст несёт определенную информацию)
Текст-повествование - это такой тип текста, который основан на рассказе о событиях, действиях. В нём много глаголов.
Текст-описание - это такой тип текста, который основан на подробном перечислении признаков человека или предмета. В нём много прилагательных.
Текст-рассуждение - это такой тип текста, в котором доказывается тезис (некий главный вопрос), это текст строится на цепочке умозаключений (доказательств). У него особая структура: тезис-доказательства-вывод.
Практическое задание.
1. Приведите 2-3 примера диалектизмов.
векша - белка, кочет - петух, медуница - пчела
2. Исправьте речевую ошибку.
Мы посетили маленький супермаркет. Супермаркет НЕ может быть маленьким! - Мы посетили супермаркет.
Вопрос №1. Текст как речевое произведение, основные признаки текста. Особенности текстов разных типов: повествование, описание, рассуждение.
Текст - это последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные обшей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершённость (законченность).
Признаки текста:
1. Членимость текста (он состоит из нескольких предложений).
2. Смысловая цельность текста (ведь текст - это высказывание на определённую тему)
3. Связность текста (каждое новое предложение связано с предыдущим)
4. Завершённость (у каждого текста есть начало и конец)
5. Информативность (каждый текст несёт определенную информацию)
Текст-повествование - это такой тип текста, который основан на рассказе о событиях, действиях. В нём много глаголов.
Текст-описание - это такой тип текста, который основан на подробном перечислении признаков человека или предмета. В нём много прилагательных.
Текст-рассуждение - это такой тип текста, в котором доказывается тезис (некий главный вопрос), это текст строится на цепочке умозаключений (доказательств). У него особая структура: тезис-доказательства-вывод.
Практическое задание.
1. Приведите 2-3 примера диалектизмов.
векша - белка, кочет - петух, медуница - пчела
2. Исправьте речевую ошибку.
Мы посетили маленький супермаркет. Супермаркет НЕ может быть маленьким! - Мы посетили супермаркет.
3. Определите образования слов:
серебряный - суффиксальный, бесформенный - приставочно-суффиксальный, изредка - приставочно-суффиксальный , фокусник - суффиксальный
4. Спишите. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Я сегодня поймал было рыбку, золотую рыбку, не простую.
Не по-нашему говорила рыбка.
Бабушка по-прежнему удивлялась мрачной фантазии музыканта.
И каждая шепнула ей: "Взгляни налево поскорей!"
Он знал довольно по-латыни, чтоб эпиграфы разбирать.
Примеры диалективизмов:
кочет - петух;
музга - болото;
курень - изба
Мы посетили супермаркет(супермаркет не может быть маленьким)
Серебрянный:корень - СЕРЕБР; суффикс - ЯН; окончание - ЫЙ;
Основа слова: СЕРЕБРЯН
образования слова: Суффиксальный
Бесформенный: приставка - БЕС; корень - ФОРМ; суффикс - ЕНН; окончание - ЫЙ;
Основа слова: БЕСФОРМЕНН
образования слова:приставочно-суффиксальный
Изредка: приставка - ИЗ; корень - РЕДК; суффикс - А;
Основа слова: ИЗРЕДКА
образования слова: приставочно-суффиксальный
Фокусник: корень - ФОКУС; суффикс - НИК; нулевое окончание;
Основа слова: ФОКУСНИК
образования слова: Суффиксальный
Я сегодня поймал было рыбку, золотую рыбку, не простую.Бабушка по-прежнему удивлялась мрачной фантазии музыканта. И каждая шепнула ей:
"Взгляни налево поскорей". Он знал довольно по-латыни, чтоб эпиграфы разбирать.