Составьте тезисный план текста.
Долгое время наука о языке ограничивалась изучением отдельных единиц языка — звуков, слов, словосочетаний и предложений. Теперь лингвисты начали изучать более крупные отрезки речи: сочетания предложений, сложное синтаксическое целое, абзац и целый законченный текст. Выяснилось, что текст имеет свои особенности построения. В нём проявляются черты, не свойственные предложению. Наблюдение над характером связи между частями текста показало, что отдельные части текста объединяются не только привычными формами связи — союзами, союзными словами, но и другими, менее чётко выделяемыми в ткани текста. К ним относятся повторение слов, словосочетаний, предложений, однотипных структур. Кроме того, даже ассоциации могут служить средствами связи отдельных частей, следующих одна за другой, а также расположенных на некотором расстоянии друг от друга.
В процессе дальнейших наблюдений учёные выяснили, что текст — это цельность и завершённость, а предложения в большинстве случаев этими свойствами не обладают. Текст заключает в себе разные виды сообщений, а предложение обычно содержит только один их вид. В зависимости от того, что именно сообщается, можно выделить три вида сообщений, которые будем называть информациями: фактуальной, концептуальной и подтекстовой.
Фактуальная информация текста — это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движение сюжета и др.
Концептуальная информация — это выражение мировоззрения автора, основной мысли, идеи произведения. Этот вид информации раскрывает замысел писателя, рисует картину мира такой, какой он её себе представляет. Концептуальная информация не всегда ясно и чётко выражена словами. Она часто выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Больше того, концептуальная информация, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.
Подтекстовая информация также не выражена словами, она только подразумевается. Эта информация возникает благодаря слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста таить в себе скрытый смысл.
Существуют различные формы изложения, например: повествование, описание, авторские рассуждения, диалоги или вообще беседы персонажей. Такое деление текста назовём контекстным, т. е. делением на контексты повествования, контексты описания и т. д. Эти контексты в художественных произведениях перемежаются, вливаются один в другой и образуют развёртывание сюжетной линии, не нарушая (в иногда и сознательно нарушая) последовательность изложения.
Текст характеризуется своей завершённостью; разве только писатель в стилистических или каких-либо иных целях намеренно оставляет текст незавершённым. Это свойство текста разительно отличает его от предложения или от синтаксического целого. Завершённость текста — понятие относительное, поскольку оно связано в некоторой степени с индивидуальным представлением автора о том, где надо поставить точку. В текстах отражается жизнь во всех её многообразных планах: общественном, культурном, личном, художественном. Тексты поэтому соотносятся с разными функциональными стилями языка. Каждый такой стиль имеет свои жанровые особенности, которые определяют характер текста.
Вопрос мира, бесконфликтности и толерантности всегда вызывал повышенный интерес у данной учащейся. Различные ситуации, происходящие в жизни, позволяют сделать вывод, что толерантность необходима в современном мире как средство, дающее гарантию на комфортное существование каждой страны, любого человека в нашем мире. Толерантность позволяет разрешить самые сложные конфликтные ситуации, происходящие в обществе.
В жизни мы очень часто сталкиваемся с конфронтацией. Класс не воспринял нового имиджа одноклассника, начались проявления негативного отношения – подножки и усмешки, которые переросли в конфликт. Неужели нельзя решить все мирным путем? Разве нельзя отнестись к однокласснику терпимее? В этом случае, не хватает толерантности, для того чтобы не выходить на агрессивое поведение. Так же признаки интолерантности просматриваются и на более высоком уровне.
1. Самые высокие дома находятся в новых кварталах города.
2. Вкусный и сытный обед прибавил нам силы.
3. Любой проступок заслуживает осуждения.
4. Молодой рабочий быстро освоил профессию токаря.
5. С особым удовлетворением учитель отметил успехи любимого ученика.
6. Всё вокруг привлекательно: и ближние озёра, и дальние холмы.
7. Мы с братом живём в одном доме, но на разных этажах.
8. На вопросы мальчик отвечал с каким-то виноватым видом.
9. Было жарко, и пешеходы шли по тенистой стороне улицы.
10. В квартире нужно было произвести ремонт.
Объяснение: