Когда туман рассеялся,когда серые облака поднялись вверх и растаяли,когда солнце вышло из-за горы,когда все вокруг засияло в его лучах,туристы уже километров семь от того села,в котором мы ночевали.потом я вспомнил,какими ослепительно-синими бывают лоскутки неба,когда дни начинают медленно прибавляться,как звенит прокаленным морозом снег,как потом каждая веточка и соринка солнечным светом утепляются в снег,как постепенно весь снежный мир становится синим.сознание,что склоны этих оврагов будут превращены в террасы,засажены лесом,вишневыми и яблоневыми садами,и что в этом будет часть его труда,наполняло Колю гордостью.сборы затянулись так,что когда все было приготовлено к отъезду,ехать не имело смысла.подъем на вершину был так крут,что когда мы достигли ее,то у нас не было сил принимать поздравления с победой.
К тому времени в живописи Казахстана установился «декоративно-монументальный» стиль, ориентированный на синтез европейского авангарда и национальных пластических традиций. «Полдень» , «Родник» , «Река и форель» , «Лиса и колючки» Амандоса – это уже было иное видение. Вместо утонченности декоративных форм полновесный, чувственный, конкретный, реальный мир, желание познать, одолеть его! И ориентиры в мире искусства иные. Через призму итальянского неореализма он идет дальше – к монументальным композициям Джотто, фрескам и скульптурам Микеланджело. Его влечет энергия материального мира. Мышечная игра тела, упругие массы воды бьющей о камень горной стремнины, неистребимая жизнестойкость колючки. Влекут контрасты зноя дня и холода горного родника. Влекут мощные световые пласты, срезы земли, скалы, горы, небо, вода