Цель урока: осознание детьми проблемы взаимоотношений взрослых и ребенка, переживших смерть близких.
Задачи урока.
Обучающие развитию устной, выразительной речи; развитие мышления, воображения, памяти при изучении литературоведческих понятий, развивать творческие через метод критического мышления. Воспитывающие : воспитание навыков эмоционального
восприятия художественного произведения; осуществление нравственного и гуманистического воспитания, через восприятие текста.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.
Посмотрите, ребята друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира, и добра.
II. ПОБУЖДЕНИЕ.
Ребята, на уроке мы с вами прочитали рассказ Мухтара Ауэзова « Сирота».
У кого из вас этот рассказ вызвал сострадание к чужому одиночеству?
Как вы ее понимаете? Кого называют сиротой?
Какие определения, вы можете подобрать к этому слову?
СИРОТА
Бедный одинокий
круглый сирота ненужный несчастный
Кому из героев рассказа подходят эти слова? (Касыму)
III.РЕАЛИЗАЦИЯ.
Предлагаю ключевой вопрос:
- Через какие испытания пришлось пройти герою?
- Подберите эпитеты, которые характеризуют его прежнюю жизнь.
Каким глаголом можно передать их отношение? (сочувствовали)
Был ли он счастлив после смерти родителей?
А бывал ли он счастлив хоть иногда?( только во сне)
Так какой же стала его жизнь?
Но ведь мальчик не остался один, его взял к себе сосед Иса и его жена Кадиша- добрые же люди, которые сироте? Так ли это?
Иса распоряжается чужим скотом.
Касыма отправляют на целый день собирать кизяк.
Иса и Кадиша бьют и ругают мальчика.
Дети издеваются над Касымом.
И мы видим, что жизнь мальчика стала невыносимой.
- Что пытались сделать окружающие?
( Они осуждали Ису, говорили, что не надо зариться , на сиротское добро, нельзя обижать мальчика).
« Сиротство как тяжелый камень, давило его все больше и больше».
Как изменился герой?
ли ему окружающие?
( Соседки и старики замечали все, но не Дитя еще! Ну что он может сделать?»)
-Как можно охарактеризовать такое поведение окружающих людей?
( Они были равнодушными)
- Так почему Касым ушел из аула?
-Я предлагаю послушать, что думал сам мальчик.
( Рассказ ученика от первого лица).
- А теперь еще раз подумаем: кто виноват в смерти Касыма?
Вывод: прямые виновники в смерти мальчика- это нечистая
сила, Иса и Кадиша. Косвенные виновники те, кто видел все , но ничего не сделал, чтобы мальчика . Это - старики, соседи , аульные ребята.
Не зря у казахов есть такая пословица:
« Бессловесен тот, кто одинок. Он безмолвен, как мертвец в могиле. Одинокий путник не ходок, он и в поле не поднимет пыли»
IV. РЕФЛЕКСИЯ.
Что понравилось вам на уроке? Какое настроение у вас было в течение всего урока. Какие моменты урока произвели на вас впечатление?
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Так в каждой стране есть свои традиции.. Например в России: Пасха, Масленица, Семик и Троица, Супредки (посиделки), обряд крещения и тд.. русская изба - тоже вид национальной культуры России.
Или в Китае, например, «Китайская свадьба» - вся свадьба заключается в том, что гости пробуют угощения и ведут друг с другом светскую беседу. Сама же свадебная церемония в Китае должна быть выдержана в строгом соответствии с целым набором приемов и правил. Во время приема невеста меняет свой наряд минимум три раза. Таким образом, решается проблема перевоза личных вещей невесты в дом жениха, а в России проводится на свадьбе выкуп. Свадебный обряд. Русские народные традиции. Свадебный пир. Благословение родителей. Русский свадебный цикл традиционно делится на несколько этапов: Сговор. Сватовство. Венчание.
Тема урока. М. Ауэзов « Сирота».
Цель урока: осознание детьми проблемы взаимоотношений взрослых и ребенка, переживших смерть близких.
Задачи урока.
Обучающие развитию устной, выразительной речи; развитие мышления, воображения, памяти при изучении литературоведческих понятий, развивать творческие через метод критического мышления. Воспитывающие : воспитание навыков эмоционального
восприятия художественного произведения; осуществление нравственного и гуманистического воспитания, через восприятие текста.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.
Посмотрите, ребята друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира, и добра.
II. ПОБУЖДЕНИЕ.
Ребята, на уроке мы с вами прочитали рассказ Мухтара Ауэзова « Сирота».
У кого из вас этот рассказ вызвал сострадание к чужому одиночеству?
Как вы ее понимаете? Кого называют сиротой?
Какие определения, вы можете подобрать к этому слову?
СИРОТА
Бедный одинокий
круглый сирота ненужный несчастный
Кому из героев рассказа подходят эти слова? (Касыму)
III.РЕАЛИЗАЦИЯ.
Предлагаю ключевой вопрос:
- Через какие испытания пришлось пройти герою?
- Подберите эпитеты, которые характеризуют его прежнюю жизнь.
Каким глаголом можно передать их отношение? (сочувствовали)
Был ли он счастлив после смерти родителей?
А бывал ли он счастлив хоть иногда?( только во сне)
Так какой же стала его жизнь?
Но ведь мальчик не остался один, его взял к себе сосед Иса и его жена Кадиша- добрые же люди, которые сироте? Так ли это?
Иса распоряжается чужим скотом.
Касыма отправляют на целый день собирать кизяк.
Иса и Кадиша бьют и ругают мальчика.
Дети издеваются над Касымом.
И мы видим, что жизнь мальчика стала невыносимой.
- Что пытались сделать окружающие?
( Они осуждали Ису, говорили, что не надо зариться , на сиротское добро, нельзя обижать мальчика).
« Сиротство как тяжелый камень, давило его все больше и больше».
Как изменился герой?
ли ему окружающие?
( Соседки и старики замечали все, но не Дитя еще! Ну что он может сделать?»)
-Как можно охарактеризовать такое поведение окружающих людей?
( Они были равнодушными)
- Так почему Касым ушел из аула?
-Я предлагаю послушать, что думал сам мальчик.
( Рассказ ученика от первого лица).
- А теперь еще раз подумаем: кто виноват в смерти Касыма?
Вывод: прямые виновники в смерти мальчика- это нечистая
сила, Иса и Кадиша. Косвенные виновники те, кто видел все , но ничего не сделал, чтобы мальчика . Это - старики, соседи , аульные ребята.
Не зря у казахов есть такая пословица:
« Бессловесен тот, кто одинок. Он безмолвен, как мертвец в могиле. Одинокий путник не ходок, он и в поле не поднимет пыли»
IV. РЕФЛЕКСИЯ.
Что понравилось вам на уроке? Какое настроение у вас было в течение всего урока. Какие моменты урока произвели на вас впечатление?
-Ребята, что мы должны извлечь из нашего урока'
-Каким должен быть человек?
V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ .
Составить эссе: « Как можно было Касыму?»
Объяснение:
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Так в каждой стране есть свои традиции.. Например в России: Пасха, Масленица, Семик и Троица, Супредки (посиделки), обряд крещения и тд.. русская изба - тоже вид национальной культуры России.
Или в Китае, например, «Китайская свадьба» - вся свадьба заключается в том, что гости пробуют угощения и ведут друг с другом светскую беседу. Сама же свадебная церемония в Китае должна быть выдержана в строгом соответствии с целым набором приемов и правил. Во время приема невеста меняет свой наряд минимум три раза. Таким образом, решается проблема перевоза личных вещей невесты в дом жениха, а в России проводится на свадьбе выкуп. Свадебный обряд. Русские народные традиции. Свадебный пир. Благословение родителей. Русский свадебный цикл традиционно делится на несколько этапов: Сговор. Сватовство. Венчание.
Объяснение: