Списать предложения, подчеркнуть вних грамматические основы, обозначив союзы
и союзные слова. Обозначить графически (квадратные скобки – главная часть,
круглые скобки - придаточная) главную и придаточную части, поставить во от
главной части предложения в придаточной.
1. Алексей пополз туда где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады.
2. Широко известно что заказы на монументальные произведения Рубенс обычно
Выполнял с своей огромной мастерской.
3. Только на востоке откуда сейчас выплывало в огненном зареве солнце ещё толпятся
бледнея и тая с каждой минутой сизые предрассветные тучки.
4. Из топки дверца которой была неплотно прикрыта летели мириады искр пока опять её с
грохотом не захлопнули.
5. Я оттуда где клубится беспредельный Енисей.
6. От этого букета так пахло солнцем и жизнью что легко радостно кружилась и звенела
голова.
7. В огромной беде обрушившейся на миллионы людей Анечка впервые с полной
ясностью подумала о своём долге и решила что должна быть там где труднее всего.
8. С Платоновым связана целая полоса студенческого народничества о котором почти
ничего еще у нас не написано и о котором мало сейчас говорят.
В своем стихотворном романе — в собственно повествовательной его части и в многочисленных лирических отступлениях, которые Пушкин назвал “болтовней”, — поэт изображает русскую жизнь с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, но в то же время делает это лаконично, в предельно сжатой форме, действительно приближаясь к краткости энциклопедических статей и заметок. В “Евгении Онегине” автор показывает нам холодный и эгоистичный Петербург, патриархальную Москву, деревню, хранящую традиций и обычаи, создает реалистические портреты дворян того времени, сословия, к которому сам принадлежал и жизнь которого хорошо знал. В этом и заключается “энциклопедичность” романа. Пушкин в предельно сжатой форме рассказал о быте, нравах, обычаях России первой четверти XIX века.
Безусловно, основное место в романе занимает описание жизни главного героя — молодого столичного “повесы” Евгения Онегина, на примере жизни которого автор показывает быт и нравы светского общества. Мы узнаем о типичном воспитании детей дворян в то время: Образование было поверхностным, “чему-нибудь и как-нибудь”, а в необходимый набор знаний входил только французский язык, умение танцевать мазурку, “кланяться непринужденно” и “наука страсти нежной”. Мы видим и круг чтения молодых людей того времени: сентиментальные романы и латынь “из моды вышли”, и молодые люди увлеклись Адамом Смитом, “певцом Гяура и Жуана” Байроном и другими романтическими авторами, а также романами, в которых “отразился век и современный человек изображен довольно верно”. Подробно в первой главе показан распорядок дня молодого повесы: бесцельное прожигание жизни на бульварах, в ресторанах и театрах, на беспечных пирах. Мы видим и одежду главного героя (“надев широкий боливар”), и его кабинет, в котором есть “все, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный и по Балтическим волнам за лес и сало возит нам”, подробно описано и меню в ресторанах:
Кроме зарисовок жизни России, данных непосредственно в повествовательной части романа, многое мы узнаем и из авторских лирических отступлений. Постоянно прерывая повествование романа своими замечаниями, автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого автора. Это лишний раз подтверждает слова Белинского о том, что роман Пушкина “Евгений Онегин” - это “энциклопедия русской жизни” первой четверти XIX века.