Спишите предложения, подчеркивая грамматическую основу. Где нужно, поставьте тире. 1. Бревно ударилось в нос лодка закачалась и веревка со звоном лопнула.
2. Спорт это состязание, где побеждает сильнейший.
3. Яков взглянул кругом и закрылся рукой.
4. Тобольск старейший сибирский город.
5. Квадрат это равносторонний прямоугольник.
Задание 1
Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 18: «Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет».
1) метафора
2) сравнительный оборот
3) противопоставление
4) просторечные слова
ответ: 2) как заговорщики
Задание 2
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) На высоком берегу ручья, на поваленном бурей дереве, сидела Чечек.
2) По хрустящей, подтаявшей тропинке он через сад, где старые берёзы и черёмухи позванивали хрустальными обледенелыми ветками.
3) «Как снегирь сидит», – усмехнулся Костя; он подошёл и сел на дерево рядом с Чечек.
4) И совсем нечего тут сидеть одной: подруги тебя ищут, так что вставай, беги!
ответ: 2) хрустящей, подтаявшей (тропинке)
Задание 3.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам.
2) Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.
3) Ты не бойся: поболит – перестанет!
4) Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай.
ответ: 2. (4-поговорка)
Задание 4.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
1) Что сулит мне этот долгожданный воскресный день?
2) На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам—в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом.
3) А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.
4) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.
ответ: 3.
Задание 5.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку.
2) Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся…
3) Рассказы отца тернистый путь от солдата до капитана, детские игры — всё это настраивало на определённый лад.
4) По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились.
ответ: 3 (пройти тернистый путь).
Задание 6.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) (26) Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс.
2) (2) Наш вагон был относительно пуст — в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди.
3) — (27) С какой это стати я стану с тобой разговаривать?
4) (37) Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.
ответ: 4. В глазах горел озорной огонек.
Задание 7.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Отец громко возразил: — Не городи чепуху, сынок! «Педагогично, непедагогично»…
2) Отец пришёл домой изрядно вымотанный, но в хорошем настроении.
3) А как жить, чтобы не обсуждать?
4) Человеческое понимание — это, если хочешь, тоже мощное оружие в борьбе за справедливость...
ответ: 1) (не городи чепуху).
4) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли РОЕМ ТЕСНЯТСЯ в его голове.
2.1) сравнительный оборот
Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, КАК ЗАГОВОРЩИКИ, собирались на экстренный совет.
3.Фразеологизм
2) А я в этот момент ГОТОВ БЫЛ ПРОВАЛИТЬСЯ СКВОЗЬ ЗЕМЛЮ.
4.Сравнение.
2) (8) Воспитательница в детском саду, СЛОВНО СТАРАЯСЬ ПОДЧЕРКНУТЬ МОЮ ХЛИПКОСТЬ, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною.
5.Сравнение.
3) (6) Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, КАК ХОРОШАЯ ПОВЯЗКА
6.4) гипербола
7.Фразеологизм
2) (12) Остановившись на пороге, Динка НЕ МОГЛА ОТОРВАТЬ ГЛАЗ от этого портрета.