1. Каков главный механизм усвоения ребенком родного языка, с точки зрения Е. И. Тихеевой.
2. Е. И.Тихеева об основных принципах обучения детей родному языку. Приведите примеры, иллюстрирующие реализацию этих принципов в процессе обучения родному языку.
3. Почему Е.И.Тихеева уделяет большое внимание вопросам развития речи детей в раннем возрасте?
4. Почему Е.И.Тихеева считает организацию среды важным фактором развития речи детей?
5. Какие виды занятий по «живому слову» рекомендует Е. И.Тихеева в работе с детьми? В чем она видит их значение?
6. Что Е.И.Тихеева считает главным в словарной работе с детьми?
7. Как Е. И.Тихеева относится к дидактическому материалу, используемому в работе с детьми по развитию речи?
8. Сформулируйте основные теоретические положения, разработанные Е. И. Тихеевой и имеющие основополагающее значение для выделения методики развития речи в самостоятельную науку.
9. Дайте оценку книги Е. И. Тихеевой «Развитие речи детей» с позиций современной теории и практики дошкольного воспитания.
Коллоквиум по книге Е.И.Тихеевой «Развитие речи детей»
Студенты знакомятся с содержанием книги, выбирают разделы, кажущиеся им наиболее интересными и важными, и готовят выступления, в которых дают оценку прочитанному с позиций современной методики. После выступлений они задают друг другу вопросы и обсуждают прослушанное.
Научная конференция «Вклад отечественных педагогов в методику развития речи»
Студенты выступают с сообщениями о вкладе в методику развития речи какого-то одного педагога (на выбор): Е.А.Флёриной, Р.И.Жуковской, Л.А.Пеньевской, А.М.Леушиной, Е.И.Радиной, М.М.Кониной, Ф.А.Сохина и др.
В конце занятия студентам предлагается сформулировать основные выводы, к которым они пришли, прослушав содержание выступлений.
Роль общения в речевом развитии детей
Вопросы для обсуждения
1. Понятие речевого общения. Речевая деятельность как ведущая форма осуществления общения.
2. Формы общения детей со взрослыми и их влияние на развитие речи детей (по исследованиям).
3. Особенности общения детей со сверстниками, речевые средства, используемые детьми для общения (по исследованиям).
4. Обсуждение результатов наблюдений за общением воспитателя с детьми и детей друг с другом и методических рекомендаций для воспитателей ДОУ.
Практическое занятие по «модели позиционного обучения» Н. Вераксы
Группа студентов делится на подгруппы (не более 3—4 человек). Каждая подгруппа предусматривает одну из позиций, в контексте которой проводится анализ изучаемой темы.
Предлагаются следующие позиции:
- «Понятие» — необходимо указать базовые понятия, входящие в эту проблему, и дать им определения.
- «Апологет» — следует выявить и сформулировать положительные, наиболее интересные, перспективные стороны проблемы речевого общения.
- «Оппозиция» — необходимо сформулировать все «недостатки», которые удастся найти в рассматриваемой проблеме, обосновать, почему это является недостатком.
- «Практик» — предлагается показать, как изучаемые теоретические положения могут быть использованы в практической деятельности, при этом нужно указать различные варианты их применения.
- «Театр» — необходимо написать сценарий мини-спектакля, в котором отражаются интересные моменты изучаемой проблемы, и проиграть его.
На занятии преподаватель предоставляет слово каждой подгруппе. В выступлении должны принимать участие все ее члены.
В конце занятия преподаватель дает оценку работы подгрупп.
При подготовке к практическому занятию студенты могут консультироваться с преподавателем.
Развитие речи в вариативных программах воспитания и обучения дошкольников
Студенты заранее делятся на подгруппы в соответствии с количеством вариативных программ, предложенных для обсуждения («Истоки», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушаковой), и знакомятся с их содержанием.
На занятии каждая подгруппа представляет выбранную программу, раскрывая ее достоинства и недостатки. При этом выступают все студенты подгруппы. После этого в обсуждение включается вся аудитория. В конце занятия преподаватель подводит итог.
На безымянной (прилагательное) горе, неподалеку (наречие) от реки, выделялся деревянный (прилагательное) дом, обложенный (причастие) снаружи (наречие) кирпичом, с крашеной (отглагольное прилагательное) крышей и белеными (отглагольное прилагательное) стенами внутри. Его построили на горе, рядом с ветряной (прилагательное) мельницей около десяти лет назад, пристроили длинную (прилагательное) веранду, оборудованную (причастие) отоплением (неопределенно-личное предложение). К дому хозяева, муж (слово без мягкого знака после шипящего) и жена, подвели высокое крыльцо, в его основе тоже был кирпич (второе слово без мягкого знака после шипящего ). Сами они по вечерам садились на застеленное (причастие) пледом крыльцо, слушали вечернюю тишь (слово с мягким знаком после шипящего), вели негромкую речь (второе слово с мягким знаком после шипящего) и ждали, когда наступит ночь (третье слово с мягким знаком после шипящего). А по утрам, когда появлялся яркий солнечный луч (третье слово без мягкого знака после шипящего), улыбающаяся (причастие ) женщина распахивала настежь (четвертое слово с мягким знаком после шипящего) окно и выглядывала в него. Она смотрела на виднеющуюся (причастие) под горой реку, на лес и словно говорила:"Здравствуй, новый день! Приветствую тебя!" (определенно-личное предложение).
Вопросы и задания
1. Каков главный механизм усвоения ребенком родного языка, с точки зрения Е. И. Тихеевой.
2. Е. И.Тихеева об основных принципах обучения детей родному языку. Приведите примеры, иллюстрирующие реализацию этих принципов в процессе обучения родному языку.
3. Почему Е.И.Тихеева уделяет большое внимание вопросам развития речи детей в раннем возрасте?
4. Почему Е.И.Тихеева считает организацию среды важным фактором развития речи детей?
5. Какие виды занятий по «живому слову» рекомендует Е. И.Тихеева в работе с детьми? В чем она видит их значение?
6. Что Е.И.Тихеева считает главным в словарной работе с детьми?
7. Как Е. И.Тихеева относится к дидактическому материалу, используемому в работе с детьми по развитию речи?
8. Сформулируйте основные теоретические положения, разработанные Е. И. Тихеевой и имеющие основополагающее значение для выделения методики развития речи в самостоятельную науку.
9. Дайте оценку книги Е. И. Тихеевой «Развитие речи детей» с позиций современной теории и практики дошкольного воспитания.
Коллоквиум по книге Е.И.Тихеевой «Развитие речи детей»
Студенты знакомятся с содержанием книги, выбирают разделы, кажущиеся им наиболее интересными и важными, и готовят выступления, в которых дают оценку прочитанному с позиций современной методики. После выступлений они задают друг другу вопросы и обсуждают прослушанное.
Научная конференция «Вклад отечественных педагогов в методику развития речи»
Студенты выступают с сообщениями о вкладе в методику развития речи какого-то одного педагога (на выбор): Е.А.Флёриной, Р.И.Жуковской, Л.А.Пеньевской, А.М.Леушиной, Е.И.Радиной, М.М.Кониной, Ф.А.Сохина и др.
В конце занятия студентам предлагается сформулировать основные выводы, к которым они пришли, прослушав содержание выступлений.
Роль общения в речевом развитии детей
Вопросы для обсуждения
1. Понятие речевого общения. Речевая деятельность как ведущая форма осуществления общения.
2. Формы общения детей со взрослыми и их влияние на развитие речи детей (по исследованиям).
3. Особенности общения детей со сверстниками, речевые средства, используемые детьми для общения (по исследованиям).
4. Обсуждение результатов наблюдений за общением воспитателя с детьми и детей друг с другом и методических рекомендаций для воспитателей ДОУ.
Практическое занятие по «модели позиционного обучения» Н. Вераксы
Группа студентов делится на подгруппы (не более 3—4 человек). Каждая подгруппа предусматривает одну из позиций, в контексте которой проводится анализ изучаемой темы.
Предлагаются следующие позиции:
- «Понятие» — необходимо указать базовые понятия, входящие в эту проблему, и дать им определения.
- «Апологет» — следует выявить и сформулировать положительные, наиболее интересные, перспективные стороны проблемы речевого общения.
- «Оппозиция» — необходимо сформулировать все «недостатки», которые удастся найти в рассматриваемой проблеме, обосновать, почему это является недостатком.
- «Практик» — предлагается показать, как изучаемые теоретические положения могут быть использованы в практической деятельности, при этом нужно указать различные варианты их применения.
- «Театр» — необходимо написать сценарий мини-спектакля, в котором отражаются интересные моменты изучаемой проблемы, и проиграть его.
На занятии преподаватель предоставляет слово каждой подгруппе. В выступлении должны принимать участие все ее члены.
В конце занятия преподаватель дает оценку работы подгрупп.
При подготовке к практическому занятию студенты могут консультироваться с преподавателем.
Развитие речи в вариативных программах воспитания и обучения дошкольников
Студенты заранее делятся на подгруппы в соответствии с количеством вариативных программ, предложенных для обсуждения («Истоки», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушаковой), и знакомятся с их содержанием.
На занятии каждая подгруппа представляет выбранную программу, раскрывая ее достоинства и недостатки. При этом выступают все студенты подгруппы. После этого в обсуждение включается вся аудитория. В конце занятия преподаватель подводит итог.
наступит ночь (третье слово с мягким знаком после шипящего). А по утрам, когда появлялся яркий солнечный луч (третье слово без мягкого знака после шипящего), улыбающаяся (причастие ) женщина распахивала настежь (четвертое слово с мягким знаком после шипящего) окно и выглядывала в него. Она смотрела на виднеющуюся (причастие) под горой реку, на лес и словно говорила:"Здравствуй, новый день! Приветствую тебя!" (определенно-личное предложение).