Спишите текст, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
(1)Иван Кулибин т…лантл…вый ру(с,сс)кий из…бретатель. (2)Первый оптич…ский тел…граф, сам…движущ…еся экипаж… пр…водимые в действии… п…далями г…ниальные проекты деревя(н,нн)ых мостов - все это велик…е из…бретения Кулибина. (3)Но была у этого человека настоящ…я страсть - часы. (4)Ру(с,сс)ких час…вщиков в России тогда почти (не)было. (5)Часами занимались немцы и они всячески распростр…няли мнении…, что ру(с,сс)кий человек не может п…стигнуть сложного часового механизма. (6)Любовь к часам бе(с,сс)трас(т)но выстукивающ…м время появилась у Кулибина с детства и осталась (на)всегда. (7)Что(бы) он ни делал, что бы ни изобретал мысли его неизменно возвращались к часам. (8)Он делал (не)похожие на все остальные, (не)обыкновенные, (не)бывалые часы, которым и сейчас (не)возможно (не)подивиться.
(Из газеты)
1.Докажите, что перед вами текст.
2.Определите его тему.
3.Определите стиль текста и докажите свое мнение.
4.Определите тип речи.
5.Из предложения 1 выпишите общеупотребительное слово.
6.Из предложения 2 выпишите термин.
7.Из предложения 2 выпишите заимствованное слово, подчеркните примету.
8.Определите лексическое значение слова «небывалые» (предложение 8).
9.Подберите к слову «страсть» (предложение 3) синоним.
10.Подберите к слову «сложного» (предложение 5) антоним.
11.Из предложения 2 выпишите слово, в котором одна буква обозначает два звука.
12.Из предложения 2 выпишите слово, в котором происходит оглушение.
13.Из предложения 1выпишите слово, в котором все звуки звонкие.
14.Из предложения 3 выпишите слово, в котором все звуки глухие.
15.Из предложения 2 выпишите слово, образованное сложения.
16.Сделайте фонетический разбор слова «любовь» (предложение 6).
17. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Для чего в языке нужны правила?»
1. Укажите неверное высказывание.
а) Предлог связывает однородные члены предложения.
б) Предлоги бывают производными и непроизводными.
в) Предлоги — неизменяемые слова.
2. Укажите словосочетание с предлогом.
а) Распустилась под окном; в) не было никого.
б) Саша и Даша;
3. Укажите словосочетания с производным предлогом.
а) рос над водой; в) демобилизация
б) лежал под столом; вследствие ранения.
4. Укажите предлоги, которые пишутся через дефис.
а) Из(за); в) из(под).
б) (в)течение;
5. Составьте из данных пар слов словосочетания, употребив предлогии.
а) Жить, страна; в) положить, полка;
б) гулять, парк; г) подарок, мама.
6. Вставьте на месте пропусков предлог из или с(со).
а) Пойти в библиотеку — прийти ... библиотеки;
б) прийти на завод — уйти ... завода;
в) отправиться в школу — возвратиться ... школы.
7. Укажите предложение с неправильно употребленным предлогом.
а) Все спрашивали о результатах матча.
б) Вчера я ходил до друга.
в) Из школы Ваня пришел сегодня рано.
Второй уровень
1. Укажите верные высказывания.
а) Предлог не является членом предложения.
б) Некоторые предлоги могут употребляться с несколькими
падежами.
в) Предлог вносит различные дополнительные оттенки значения в предложения.
2. Укажите словосочетания с предлогами.
а) Красиво, но дорого; г) стояли вокруг площади;
б) выйти из-за поворота; д) взял бы его;
в) вспыхивать то тут, то там; е) в течение многих дней.
3. Укажите словосочетания с производными предлогами.
а) Из далекой страны; г) благодаря выпавшему снегу;
б) находился в течение дня; д) без хорошего друга;
в) проехали мимо музея; е) вздрогнул от неожиданности.
4. Укажите предлоги, которые пишутся слитно.
а) (В)близи; г) (на)встречу;
б) (в)продолжение; д) (по)мере;
в) из(за); е) (в)следствие.
5. В каких предложениях выделенные слова являются предлогами?
а) В продолжение ночи я не спал ни минуты.
б) Сзади шли вязальщицы.
в) Сзади Николая кто-то зашевелился.
г) О новых приключениях ребят мы узнаем в продолжении рассказа.
6. В каких словосочетаниях надо употребить предлог из?
а) Вернуться ... школы; в) вернуться ... магазина;
б) вернуться ... реки; г) вернуться ... улицы.
7. Укажите предложения с неправильным употреблением предлогов.
а) Мы уплатили за покупку и вышли из магазина.
б) Мы с него так смеялись.
в) В книге по истории я прочел о восстании крестьян.
г) Об этом серьезно продумали учителя школы.
8. Укажите словосочетания, при переводе которых на украинский язык изменяется предлог и падеж существительного.
а) Доехать до города; в) зайти за угол.
б) отменить из-за непогоды;
Третий уровень
1. Выпишите сначала сочетания с непроизводными предлогами, затем — с производными, укажите падеж существительного. Вследствие опоздания, до угла, перед домом, вдоль реки, через край, наподобие круга, в силу обстоятельств, между нами, в продолжение года.
2. Составьте режим дня, употребляя производные предлоги во время, в течение, на протяжении, в связи с, по окончании, спустя.
3. Составьте предложения с данными словами.
В течение, в течении; вследствие, в следствии; несмотря на, не смотря на.
4. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы, объясните
орфограмму.
Мне придется отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели.
О судьбе героя можно прочитать (в)продолжени.. романа.
Далеко (из)за деревьев долетела песня.
(По)над домом сад цветет.
Кого же он имел (в)виду?
(В)место девяти часов утра мы выехали в два.
Сговорившись (на)счет завтрашнего дня, они распрощались.