Спишите текст, вставляя буквы и знаки препинания. Подчеркните вставленные орфограммы и пунктограммы.
1.Что такое шторм и чем он опасен... 2.Для больш…нства из нас море … это ласк…вые волны з…л…той п..сочек или теплая галька пляжа р…мантика пут…шествий и уд..вольствие летнего отдыха.
3.Слово «шторм» появилось в рус…ком языке с легкой руки царя Петра I бе(с,з)треп…тно заимствовавш…го их из гол…андского языка. 4.В рус…ком языке штормом называют бурю на море для (н..)настной погоды бушующей на суше это слово не использует…ся.
5.Шторм на море как правило становит…ся следствием циклона – области понижен…ого давления вокруг которой образует…ся вихр…вой воздушн…ый поток восходящ…го направления. 6.Сильный ветер вызывает волнение на море и сопровождает…ся атмос…ферн…ыми оса..ками…
7.(Вихре)образное движение воздуха вовл…кает все новые и новые воздушные мас...ы ц…клон из тр…пических широт может п…р…местит…ся южнее или севернее обрушиваяс… всей своей мощ…ю на п…павшиеся по дороге суда или побереж…е мат…рика. 8.Гиган…ские волны сопровождают..ся ухудшением вид…мости так как во время шторма как правило идет дождь в воздухе носят…ся мелкие капли воды и морская пена. 9.Высота отдельн…ых волн может достигать 17 метров и когда эта ма…са вздыблен…ой воды обруш…ва…т…ся вниз даже самое прочное судно может не выд…ржать…
10.Для моряка шторм одно из наиболее опас…ных природных явлений.
11.Сила штормов наблюда…мых в последнее д…сят...летие заметно ув…лич…лась.
12.Ц…пляясь за л…систые вершины гор облака опускают…ся всё ниже и ниже захватывают ущел…я и лощ…ны пр…вращаясь в тяж…лые (не)проглядные тучи.
13.В(дали)ударил гром и хлынули потоки дождя. 14.Небо над морем становит…ся и не серым и не ч…рным а каким(то) не…стестве…но (бурым). 15.Молнии режут небо то слев… то справ… то (в)переди то (с,з)зади то где(то) над самым берегом. 16.Море поглоща…т их пр…глатыва…т (в)месте с бурым небом и ударами грома. 17. П..года (не)(на)(шутку) р..зыгр..валась. 18.Волны между тем поднимались выше прежнего и …
2)Существительные (2): раскаты, дождик, пыль, перлы, солнце, нити.
Прилагательные (2): молодые, дождевые.
Глагол (2): гремят, брызнул, летит, повисли, золотит.
Числительное (1): первый (гром).
Наречие (3): весело.
Местоимения (4): ты.
Служебные части речи (предлог, союз, частица, междометие): в, как бы, вот, и, с, не, с, на.
3) С горы (бежит откуда – обстоятельство) бежит (сказуемое) поток (подлежащее) проворный (поток какой? – определение),
В лесу (не молкнет где? – обстоятельство) не молкнет (сказуемое) птичий (гам какой? – определение) гам (подлежащее),
И гам (подлежащее) лесной (гам какой? – определение) и шум (подлежащее) нагорный (шум какой? – определение) -
Все (вторит что? – дополнение) вторит (сказуемое) весело (вторит как? – обстоятельство) громам (вторит чему? – дополнение).
Подлежащее подчеркнуть одной чертой, сказуемое – двойной чертой, определение – волнистой линией, дополнение - _ _ _ _, обстоятельство - _._._._.
По количеству грамматических основ (3 грамматические основы) – это сложное предложение.
Схема: [= - ][= - ][ - и - =].
Третья грамматическая основа состоит из 2 однородных подлежащих (гам и шум) и одного сказуемого (вторит), схематично можно показать так [О и О =].
Существительные указывают о чем идет речь - явление или предмет, глаголы раскрывают действия предмета или явления, а прилагательные – описывают предмет или явление.
1 столбец: Малиновое варенье, волчий полушубок, медвежья шуба
2 столбец: Медвежья походка, волчий взгляд, мирное настроений, наблюдательный человек, легкий характер.
3 стобец: Малиновый берет
4: медвежья пасть, волчий вой
Предложения: Он был настолько маленький, что ходил будто медвежьей походкой.
Малиновые береты только и веяли на ветру, когда сослуживцы поднимались на палубу.
Волчий вой- самое страшное, что можно только услышать ночью в лесу.