Спишите текст, вставьте на месте пропусков однородные или неоднородные определения. Подчеркните волнистой линией однородные определения. (Авторские определения: серый, хлесткий, холодный, рыжий, желтый, крупный, северный.) УЛЕТАЮТ ГУСИ
Идет дождь. С ветром. То моросящий, то , , . В мокром небе кричат улетающие на юг гуси, кричат ночью и днем, иногда так высоко, что их в дожде и не видно, а то совсем низко, над самым лесом. И тогда кажется, что их вместе с облаками несет к югу порывистый ветер. Кланяются вслед осины и березы, машут ветками. С веток срываются красные и листья и летят за гусями. Вместе с листьями летит стайка зябликов. Начинаешь путать, где зяблики и где листья. Но вот зяблики улетели, а листья, обессилев, падают на от тяжелых дождей траву, на грязную и дорогу, на рябые лужи. За березняком снова слышатся крики гусей. Ветер уносит к югу еще одну гусиную стаю.
Обособляются (выделяются или отделяются) запятымиопределительные обороты, т. е. определения, выраженные причастиями или прилагательными с зависимыми словами, в следующих случаях.
1. Определительный оборот, стоящий после определяемого существительного, выделяется или отделяется запятыми: Грянул грязный городской ливень, перемешанный с пылью (Б. Паст.); Антон Павлович Чехов, пересекавший еще на лошадях в конце века Сибирь в поездке на Сахалин, проскучал до самого Енисея (Расп.); Мастер, дремавший на травке, встал навстречу и кивнул (Зал.); В жесткой траве, похожей на шерсть козы, цвели меж низких полыней лиловые низкие цветки (Цвет.); Пыль, розовая от блеска молний, неслась по земле (Пауст.); Рыхлые тучи, напитанные темной водой, низко неслись над морем (Пауст.).
2. Определительный оборот, стоящий перед определяемым существительным, не отделяется запятой от определяемого слова: Тишина этой ночи была наполнена музыкой еще не родившегося Чайковского (Зал.); В этой шкатулке Языков потом хранил свои сувениры из Тригорского, письма к нему Пушкина и Осиповых-Вульф и подаренный ему Пушкиным автограф стихов «Улукоморья дуб зеленый...» (Гейч.); Полные мрака леса стояли недвижно.
Однако определительный оборот, стоящий перед именем существительным, выделяется запятыми, если он осложнен обстоятельственным оттенком значения. Ср.: Окруженный зеленой изгородью дом привлек наше внимание(слово дом включено в определительное словосочетание окруженный зеленой изгородью дом). — Окруженный зеленой изгородью, дом не был виден издали(определение обособлено, так как осложнено обстоятельственным значением: так как был окружен зеленой изгородью); Убранный в подполье урожай обещал сытую зиму (Цвет.). — Убранный в подполье, урожай обещал сытую зиму (в первом случае определительный оборот не отделяется от определяемого имени; во втором случае оборот убранный в подполье обособлен от имени, такой оборот создает дополнительный причинный оттенок: так как был убран в подполье). Ср. также: Хорошо знавший город гость легко разыскал ту улицу, которая ему была нужна (Булг.). — Хорошо знавший город, гость легко разыскал ту улицу, которая ему была нужна (во втором случае подчеркивается причинное значение).
Примечание. Обстоятельственный оттенок значения может появиться и в определительных оборотах, отнесенных к словосочетаниям: Написанная предельно просто и точно, новая книга, по словам Константина Воробьева, должна стать «кардиограммой сердца» (В. В. Воробьева). Ср.: Будучи написанной предельно просто и точно, новая книга... должна стать «кардиограммой сердца».
3. Определительный оборот выделяется запятыми, если он отделен от определяемого слова другими членами предложения: Наклонившиеся по ветру, мимо двинулись серые подорожные сорняки (Леон.); Где-то за сотни верст, отгороженная кручами сосен и широкими тополями непроходимых прибалтийских болот, раскинулась их большая Родина... (Вороб.); Полное огня и таинств, вспыхивало со всех сторон небо (Бун.); Рожденный пустыней, колеблется звук (Забол.); В соседней маленькой комнате на диване, укрытый больничным халатом, лежал в глубоком сне мастер (Булг.); Захрустела галька под ногами, тусклым светом напоминавшая скинутую шкурку змеи (Леон.); Колесо тряслось и прыгало на капоте в такт ее мыслям, серое от грязи (Уст.).
В последние годы заметно изменилась языковая культура, отношение к русскому языку. Навязываются иностранные слова, которые почти по кальке внедрены в наш словарь. Чего стоит одно «сити-манагер» ! Не городской управляющий, не городничий… В разговоре люди употребляют много бранных слов, всевозможных слов-паразитов. Даже образованные люди говорят сухо, невыразительно. В их числе и люди, для которых общение – составляющая их профессии. Понизилась грамотность письма. Бережное отношение к слову и у детей и у взрослых исчезло.
Мудрые слова переживают
Цену поколений сквозь века.
Глупые слова одолевают,
Делают жестоким на года.
Ты сказал, а слово заронило
Мысли, чувства и эмоции к нему.
Радость, счастье, нежность
Добрые подарят Вам слова.
Гнев и боль, отчаянья, сомненья
Горькие подарят Вам слова.
Слово окрыляет человека,
Приближая к подвигу его.
Слово убивает человека,
Убивая в нём его тепло.
Знать русский язык – это не только уметь грамотно писать и правильно выговаривать слова. Несомненно, в региональном языковом пространстве присутствует целый комплекс проблем, связанных с употреблением русского языка. Но ведь богатая, образная, правильная речь свидетельствует о высокой интеллектуальности человека, о гибкости его ума, о напряженной работе мысли, и наоборот, если человек говорит: “Я все понимаю, а сказать не могу”, “Как сказать правильно? ” - это означает, что он не понимает ясно того, о чем хочет сказать. Человеку, стремящемуся к овладению речевой культурой, вовсе не обязательно, как преподавателю русского языка, знать в деталях основы “специальных” языковедческих наук: фонетики, морфологии, синтаксиса. Но есть целый ряд проблем в общей науке о языке, который, по моему мнению, должен быть знаком самому широкому кругу людей. Конечно, чтобы активизировать изучение русского языка, аргументации типа “на русском творили Пушкин и Достоевский” теперь, к сожалению, недостаточно. Но, несмотря ни на что, реальная языковая ситуация такова: внимание к русскому языку должно возрастать; хотим мы того или нет, а русский язык – самое удобное средство познания литературы и культуры. Так давайте пропагандировать русский язык! Давайте беречь русский язык и русскую культуру!