Спишите текст. Выполните задания. 1. Теплая з…лотая осень легко пр…к…сается к дальнему лесу. 2. То тут, то там заг…раются ж…лтым огнем пр…дорожные осинки и зам…рают в ожидании лист…пада. 3. Пр…бл…жение осени чувствуют и клёны. 4.Во всю ширь ра…кинули они свои резные разн…цветные листья.
5. Нарядные б…рёзки ра…пол…жились на левом краю леса. 6. На них ещё много з…леных лист…ев. 7. Но и до них доб…рётся осень. 8. В…пыхнут тогда на б…рёзках ж…лтые и оранжевые огоньки, словно заг…рится множество св…чей.
9. А на другом краю леса р…стут пушистые вечн…з…леные ели. 10. Осень не пр…града для их пышной хвои.
11. Не оставит осень никого в стор…не от своей заботы. 12. Всех пр…нарядит, пр…голубит последним бе…ценным т…плом, оз…рит неяркими луч…ми и уйдет на покой.
1.Сформулируйте и запишите основную мысль текста
2.Вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
3.Из предложений 1-3 выпишите слова с чередующимися гласными в корне. Графически объясните правописание орфограммы.
4.Из предложений 10-12 выпишите слова с приставками, правописание которых зависит от значения. Графически объясните правописание орфограммы.
5. Из предложений 3-4 выпишите сложное слово. Графически объясните правописание соединительной гласной.
6. Из предложений 1-3 выпишите формы одного и того же слова, выделите окончания.
7. Выпишите из предложения 2 слово, соответствующее схеме: ¬ ᴖ ^□^.
8. Из предложения 4 выпишите слово, образованное суффиксальным
9*. Сгруппируйте слова по образования.
Ра…кинули, огоньки, пр…нарядит, подберезовик, ожидание, пр…дорожные.
10*. Из слов загустение, густеть, загустеть, густой составьте словообразовательную цепочку.
11.В каком предложении выделенное слово образовано путем перехода из одной части речи в другую. Запишите номер этого предложения.
1. Когда я вошел в столовую, все уже сидели за праздничным столом.
2.Вскоре все покинули столовую комнату.
заранее
1. Ответ: Основная мысль текста - описание осени и ее прекрасных особенностей.
2. Вставим пропущенные буквы и подчеркнем орфограммы:
1. Теплая золотая осень легко проскальзывается к дальнему лесу.
2. То тут, то там загораются желтым огнем прелестные осинки и задерживают в ожидании листопада.
3. Приближение осени чувствуют и клены.
4. Во всю ширь раскинули они свои резные разноцветные листья.
5. Нарядные березки расположились на левом краю леса.
6. На них еще много зеленых листьев.
7. Но и до них доберется осень.
8. Вспыхнут тогда на березках желтые и оранжевые огоньки, словно загорится множество свечей.
9. А на другом краю леса растут пушистые вечнозеленые ели.
10. Осень не преграда для их пышной хвои.
11. Не оставит осень никого в стороне от своей заботы.
12. Всех пронапилистит, проголубит последним безценным теплом, озорит неяркими лучами и уйдет на покой.
Орфограммы: проскальзывается, прелестные, раскинули, расположились, растут, пронапилистит, безценным, озорит, неяркими.
3. Слова с чередующимися гласными в корне: проскальзывается, расположились. Правописание этой орфограммы обусловлено чередованием гласных "о" и "а" в корне слова.
4. Слова с приставками, правописание которых зависит от значения: пронапилистит, проголубит. Правописание этих орфограмм обусловлено значением приставок "про-" и "про-". Эти приставки придают словам значение процесса или действия.
5. Сложное слово из предложений 3-4: прелестные осинки. Правописание соединительной гласной обусловлено тем, что слово "прелестные" образуется путем прибавления приставки "пре-" к основе "лестный". В данном случае, гласная "е" служит соединительной и пишется после согласной "л".
6. Формы одного и того же слова из предложений 1-3: проскальзывается, приближение чувствуют. Окончания этих форм различны и отражают грамматическую категорию (число и лицо) субъекта.
7. Слово, соответствующее схеме "¬ ᴖ ^□^" в предложении 2 - загораются. Правописание этой орфограммы обусловлено приставкой "за-" и глаголом "гореть".
8. Слово, образованное суффиксальным способом из предложения 4 - разноцветные. Эта орфограмма обусловлена добавлением суффикса "-не-" к основе "цвет".
9*. Группировка слов по образованию:
- Ра…кинули, раскинули - оба слова образованы приставкой "ра-".
- Огоньки - это самостоятельное слово.
- Пр…нарядит - образовано приставкой "про-".
- Подберезовик - образовано суффиксальным способом с добавлением суффикса "-вик".
- Ожидание - это самостоятельное слово.
- Пр…дорожные - образовано приставкой "пре-".
10*. Словообразовательная цепочка: загустение - густеть - загустеть - густой. В этой цепочке слова связаны приставкой "за-" и суффиксами "-ть" и "-ой".
11. Выделенное слово "столовую" образовано путем перехода из одной части речи в другую.
Ответ: Номер предложения, в котором выделенное слово образовано путем перехода из одной части речи в другую, - 2. "Вскоре все покинули столовую комнату." В этом предложении слово "столовую" является существительным, образованным от прилагательного "столовая".