Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Составьте схемы предложений. Объясните выбор знаков препинания ( письменно и графически)
1. Однажды утром я вышел на крыльцо и в изумлении зам…р вчерашняя ч…рная земля за ночь стала з..л..той.
2. Бледно(желтый) свет подн…мался от земли засыпа…ой листьями.
3. Нач…налось бабье лето.
4. Дни как бы …делались светлее и чище.
5. Воздух трава сухие ветки все зат…нулось цепкой паутиной которая т…нулась с запада на восток и каждое утро тыс..чи маленьких паучков как сказочные ткачи покрывали всю землю своей пряжей.
6. Ледя…ое небо по ночам бл…стало созвездиями Сириус св…ркал в глухой воде озер как синий алмаз Сатурн подымался над безмолвием сосновых боров в осе(н,нн)ие сум…рки Юпитер закатывался в лугах где уже вяли травы и поч…рнели броше…ые и (не)нужные осенью (сено)косные дороги.
7. Иногда в полночь робкий дождь переш…птывался в саду с листвой.
8. Я выходил на порог пр…слушиваясь к со…ому бо..рм…танию дождя и жалел милых друзей оставшихся в Москве они не могли насл…ждат(?)ся этой картиной.
9. Ночью мне снилась зеленая вода покрытая листьями лип и берез.
10. Внезапно листья ож..вали пр…вр…щаясь в золотых плоских рыб и с плеском и брызгами разл..тались по воде испуга…ые отражением бледного солнца. (172 слова)
Задания.
1. Выпишите номера бессоюзных предложений.
2. Выпишите номер(а) сложных предложений с придаточным определительным.
3. Выпишите номера предложений, в которых есть обособленные определения.
4. Выпишите грамматическую основу 4 предложения.
5. Напишите количество грамматических основ в 8 предложении.
Он смотрел на их выступления раскрыв рот от изумления. Не выделяется запятыми фразеологический оборот)
Засучив рукава, бабушка принялась месить тесто.(здесь нет фразеологического оборота «засучив рукава» в прямом значении).
Спортсмены, зная о своей физической форме, стали готовиться к соревнованиям и, забыв об усталости, каждый раз увеличивали нагрузку на мышцы. (обособляются деепричастные обороты)
Хвала людям, что, воспитав в себе силу воли, занимаются утренней пробежкой. (деепричастный оборот находится после союзного слова «что» и поэтому выделяется с двух сторон).
Надо пропагандировать спорт, а сделав это, увеличивать количество здоровых людей. (союз «а» входит в контекст деепричастного оборота).
Зал покорно сидел затаив дыхание, не решаясь шевельнуться.(есть фразеологический оборот, который не выделяется и деепричастный оборот в конце предложения).
Футболист, постояв несколько минут после игры, направился к трибунам и, ничего не говоря, начал жать руки своим болельщикам. (два деепричастных оборота, которые относятся к разным сказуемым).
Нужно понимать значение спорта в жизни, а, поняв это, не откладывать занятия в долгий ящик. (союз а не входит в состав оборота, а соединяет однородные сказуемые).
ответ: Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки, ничто не помешало прокладке газопровода. На дачу приехала семья: мать, отец и два сына. По обеим сторонам дома разбросаны были строения: сарай, конюшня, погреба ,амбары, баня и кухня. Шум, брань. мычание, блеяние, рев, всё сливается в один нестройный говор. И море, и небо и белый песок все радовало глаз. Посаженные, заботливыми руками человека, деревья, клён, тополь, акация, берёзы зеленели приветливо и свежо. Мох повсюду: и внизу, и под ногами, и на камнях и на ветвях деревьев.
Объяснение: