Спишите. Выделите грамматические основы предложений, найдите дополнения, укажите, чем они выражены, а также прямое или косвенное дополнение в предложении.
1) Командир внезапно углубился в чтение моего пространного заявления написанного вчера вечером.
2) Помню я эту осень отлично.
3) Девушка взяла мой альбом и прочла оттуда несколько строк.
4) Меня научил Достоевский Россию мою понимать.
5) Мед сладко пахнул чабрецом, троицей, луговым цветом.
6) Он сделал это незаметно для других.
7) Я пригласил своего спутника выпить стакан чая.
2. Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложения и морфемные разборы указанных слов:
Хозяева-старатели запаслись овощами ягодами и одолевали зиму без нужды пощёлкивая2 кедровые орехи рассказывая2 сказки вечерами.4
ответ:1. Однородные члены отвечают на один вопрос, относятся к одному члену предложения, произносятся с интонацией перечисления.
2. Средствами выражения однородности являются:
— союзы;
— формы слов;
— интонация.
3. Для выражения однородности служат союзы:
— соединительные;
— разделительные;
— противительные.
4. Соединительные: и; да; как … так и; не только … но и; также.
Разделительные: или; либо; то … то; не то … не то.
Противительные: а; но; однако; зато; да.
5. Однородные определения — это определения, которые характеризуют предмет с одной стороны и произносятся с перечислительной интонацией. Как правило, между ними можно вставить союз «и». Например: жёлтые, красные, зелёные листья.
Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, при этом определение, которое стоит перед определяемым словом, характеризует непосредственно его, а второе определение характеризует весь оборот (существительное + первое определение). Неоднородные определения произносятся без перечислительной интонации и между ними нельзя вставить союз «и». Например: красивые красные розы.
6. Обобщающие слова — это слова, которые обобщают несколько слов (называют их одним словом). Например, для слов «Россия, Япония, Китай» обобщающим словом будет слово «страны».
7. Нет союзов:
Если между однородными членами нет союзов (они соединены интонационно), то ставится запятая. Например: Пришли Катя, Миша, Вова.
Союзы неповторяющиеся:
Если союзы разделительные или соединительные, запятая не ставится. Например: Пришли дети и родители. Возьмите кружку или стакан.
Если союзы противительные, запятая ставится. Например: Пришла не я, а он.
Союзы повторяющиеся:
Если они соединены повторяющимся союзами, запятая ставится перед каждым союзом. Например: Ручки были и красные, и жёлтые, и синие.
Для улучшения экологической обстановки, связанной с Каспийским морем, все прикаспийские государства, а именно: Азербайджан, Россия,Казахстан, Туркменистан, Иран должны принять следующие меры:
1. Ликвидация нефтяных загрязнений (удаление нефтяной пленки механическим, химическим и биологическим
2. Контроль за законсервированными скважинами и захоронениями токсичных отходов (предотвращение утечки нефте- и химпродуктов).
3. Предотвращение аварий в нефтяной и газовой добыче и транспортировке.
4. Предотвращение браконьерства (вылов осетровых рыб).
5. Восстановление биологического разнообразия Каспийского моря.
6. Контроль за чистотой воды рек, впадающих в море (на предмет тяжелых металлов и фенолов).
7. Прозрачность и своевременность информации со стороны всех участников экологических проектов Каспия.