СРАВНИТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ЗАПИСАННЫЕ В КАЖДОМ СТОЛБИКЕ. читающий ученик читающий вечером прочитанная книга прочитанная девочкой распустившийся подснежник распустившийся весной Что общего вы в них заметили? В чем различие?
Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» . Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.
Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г. Степанов подразумевал лексику, или словарный запас языка, который используют люди в речи. Слова понадобились человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Значит, они отражают мысли людей. Образно говоря, язык – это слепок нашего мышления. То есть «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди» . Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова (" пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.
Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова «грамматика» . Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений. Знание грамматических правил не только человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово " " употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон в этом и употребление слова "должны" (предложение № 19).
М. А. Булгаков "Мастер и Маргарита" 1)Фёдор Васильевич, Выпишите гражданина Бездомного в город. 2)Эй, домработница! - прокричал Никанор Иванович в полутёмной передней. 3)Вы кто такой будете, гражданин? 4)Покайся, Иваныч! Тебе скидка выйдет! 5)Что у тебя в портфеле, паразит? - пронзительно прокричал похожий на кота. 6)Скажи мне, любезный Фагот, ведь московское народонаселение значительно изменилось? 7)Никак нет, мессир, вы никакого восхищения не выражали. 8)Поздравляю вас, гражданин, соврамши! 9)Как смела ты, негодяйка, коснуться Аркадия Аполлоновича? 10)Милиция! Взять её! - таким страшным голосом прокричала супруга Семплеярова, что у многих похолодели сердца.
Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» . Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.
Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г. Степанов подразумевал лексику, или словарный запас языка, который используют люди в речи. Слова понадобились человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Значит, они отражают мысли людей. Образно говоря, язык – это слепок нашего мышления. То есть «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди» . Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова (" пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.
Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова «грамматика» . Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений. Знание грамматических правил не только человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово " " употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон в этом и употребление слова "должны" (предложение № 19).
1)Фёдор Васильевич, Выпишите гражданина Бездомного в город.
2)Эй, домработница! - прокричал Никанор Иванович в полутёмной передней.
3)Вы кто такой будете, гражданин?
4)Покайся, Иваныч! Тебе скидка выйдет!
5)Что у тебя в портфеле, паразит? - пронзительно прокричал похожий на кота.
6)Скажи мне, любезный Фагот, ведь московское народонаселение значительно изменилось?
7)Никак нет, мессир, вы никакого восхищения не выражали.
8)Поздравляю вас, гражданин, соврамши!
9)Как смела ты, негодяйка, коснуться Аркадия Аполлоновича?
10)Милиция! Взять её! - таким страшным голосом прокричала супруга Семплеярова, что у многих похолодели сердца.