Лунас точки зрения науки луна до сих пор хранит множество загадок. достаточно сказать, что до сей поры нет единой общепризнанной модели образования нашей ближайшей соседки. имеющиеся экспериментальные данные противоречивы и не позволяют однозначно отдать предпочтение какой-либо из нескольких существующих теорий.не совсем ясно и происхождение летучих веществ, в том числе и водяного льда, в полярных областях луны. принесены ли они туда кометами, образовались ли в результате реакций лунных минералов с частицами солнечного ветра или являются продуктом каких-либо процессов в лунных недрах, сказать пока сложно.лунные исследования в следующие 10—15 лет должны, на наш взгляд, стать центральными в отечественной космической программе и заложить на ближайшие десятилетия научно-инженерный освоения луны. в лунных проектах наилучшим образом сочетаются пилотируемая космонавтика и исследования автоматическими аппаратами, что принципиально важно именно для российской программы космических исследований.рассмотрим вкратце основные изучения и освоения луны, современное состояниелунной космонавтики, а также возможные сценарии российской лунной программы в ближайшей перспективе.цели и средства: прежде и теперьобщепризнанно, что лунная гонка и сша в 60—70-х годах прошлого века стала мощным стимулом развития отечественной и мировой космонавтики. наш пилотируемый космический корабль «союз» был создан в качестве лунного перелетного модуля. тяжелый ракетоноситель «протон» был также разработан для лунной программы. ракетные двигатели, сконструированные для лунного ракетоносителя н-1, остаются востребованными как для современных, так и для перспективных ракет.нашей стране принадлежат четыре пионерских результата в освоении луны. это получение первой фотографии обратной стороны луны, («луна-3», 1959), первая мягкая посадка на луну («луна-9», 1966), первая автоматическая доставка на землю лунного вещества («луна-16», 1970) и создание первого автоматического лунохода («лу-на-17», 1970).и хотя первыми людьми, ступившими на поверхность спутника земли, стали американские астронавты («аполлон», 1969), отечественные достижения хх в. безусловно сохраняют свое значение и основу возрождения российской лунной программы века хх1.второй виток лунной гонки (во многом уже не в соперничестве, а в сотрудничестве) начался в 90-е годы прошлого века. он связан с обнаружением признаков летучих (в том числе и водяного льда) внутри постоянно затененных областей (находящихся, как правило, в кратерах) в приполярных областях луны, где солнечные лучи на поверхность почти по ка-капсула автоматической лунной станции «луна-20», доставившая на землю образцы лунного грунта во второй раз (1972).сательной. этот весьма интересный научный результат не имел, как тогда казалось, прямого практического выхода — посадка космического аппарата в такой темной области, лишенной потока солнечной энергии, представляла бы собой сложнейшую техническую с точки зрения энергообеспечения техники («mission impossib-le», как ее характеризовали наши американские коллеги). но ситуация в корне изменилась, когда российский нейтронный прибор «ленд» («lunar exploration neutron detector» — «лунный исследовательский нейтронный детектор»), и поныне работающий на борту американского космического аппарата «лро» («lunar reconaissance or-первый автоматический луноход («луна-17»).«новая луна xxi века»: содержание воды в реголите полярных районов луны. данные российского прибора «ленд» на борту спутника наса «лро» (руководитель эксперимента и.г.митрофанов).отдельно показана окрестность южного полярного кратера кабеус. оттенками серого цвета изображен рельеф луны по данным лазерного высотометра «лола», белые контуры показывают границы постоянно затененных районов, красные контуры — границу и центральную область района повышенной концентрации водяного льда в лунном реголите этого кратера по данным прибора «ленд». наличие около 5% по массе водяного льда в обнаруженной области «вечной мерзлоты» было подтверждено прямым определением состава лунного вещества в активном эксперименте наса «лкросс».biter» — «лунный разведывательный спутник»), провел измерения содержания водяного льда в поверхностном слое лунного реголита с гораздо более высоким пространственным разрешением. оказалось, что летучие вещества, в том числе и водяной лед, могут находиться в небольших полярных областях лунной «вечной мерзлоты» как внутри, так и вне постоянно затемненных областей вблизи полюсов луны. это сразу сделало возможным (mission is possible) прямое экспериментальное исследование данных веществ посадочными аппаратами in situ. для организации такой экспедиции надо выбрать приполярныйрайон, где удовлетворяются сразу три условия: — обеспечивается освещение солнцем, как можно более продолжительное в течение одних лунных суток, одной
Вечерело. Смотря на огненный рассвет, стоявший над городом, маленький Славик плакал. Вчера, возможно, был худший день в его жизни. Сегодня утром он проснулся от крика матери это не сулило ему ничего хорошего. "Быстро вставай, школу проспишь!"- донесся до него, как показалось, голос из какой-то бочки. Все было будто во сне, лишь только он открыл глаза. Страшном, на самом деле, сне. Мать стояла вся красная, размахивала руками, по мнению Славика, совершенно напрасно. Он знал, что он виноват, очевидно, он понимал, что не стоило до вечера листать страницы форума. Но больно уж заманили они его. Серые, с оранжевыми ссылками. Признаться, в дизайне сайта не было ничего примечательного, но он заманивал своим содержанием. Право, тысячи мнений, прикрытых легкой маской с усиками. Славик в первый же день провел здесь не меньше 9 часов, забыв про уроки. Бывало, он и раньше проводил часы за компьютером, но так его еще ничего не затягивало. Что-то его доводило до смеха, раздававшегося на всю квартиру, но он резко вспоминал, что на улице, должно быть, уже добрый второй час ночи, и стоило бы пойти спать, но как оставить всю эту новую информацию. Славик стал буквально кибернезированным. Выйдя на улицу, он увидел друзей. Они отвернулись от него и пошли дружной гурьбой в школу, бросив Славика. Очевидно, на это были свои причины, одна из них - резкие высказывания этого нового ребенка интернета в адрес своих вчерашних друзей. "Стало быть, переборщил..." - подумал Славик и понял: реальная и интернет жизнь - это не одно и то же. Скрывай-не скрывай свое лицо во дворе, а все равно получишь. Так же, как и получил маленький Нариман, приехавший с далекого Кавказа несколько лет назад. Славик смотрел на закат: глаза заливались слезами. Дома его снова ждало уютное кресло и его старенький, но, вполне рабочий компьютер. Стало быть, не так уж и нужны эти друзья, когда есть столько интересного в интернете.
Славик смотрел на закат: глаза заливались слезами. Дома его снова ждало уютное кресло и его старенький, но, вполне рабочий компьютер. Стало быть, не так уж и нужны эти друзья, когда есть столько интересного в интернете.