Среди рыб, соперничавших друг с другом красотой расцветки и быстротой движений, я различил зелёного губана, султанку с двойной черной чертой на спине, японскую макрель с синим телом и серебряной головой, блестящих лазоревых рыб, одно название которых заменяет целое описание, полосатых спаров с плавниками, отливающими синим и зеленым, бекасовых рыб, отдельные экземпляры которых достигали метра в длину, мурен длиной в шесть футов, с маленькими живыми глазками и широким ртом.
1. Подчеркните все основы, пронумеруйте части данного предложения. Составьте его схему. Определите тип сложного предложения (укажите тип подчинения при наличии нескольких придаточных).
2. Напишите, чем осложнена Каждая часть.
Пронумеруйте все знаки препинания.
3. Запишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания между частями, связанными подчинительной связью.
4. Запишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания при обособленных определениях.
5. Запишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания при несогласованных однородных определениях.
6. Выпишите из всего предложения слова с безударной чередующейся гласной в корне.
7. Выпишите из 1-й части слова, в которых правописание согласной в приставке зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой».
8. Выпишите из 1-й части слово, в котором правописание суффикса регулируется правилом: «В суффиксах -ИН-, -АН-/-ЯН- отыменных прилагательных пишется одна Н».
9. Выпишите из 2-й части словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ.
10. Запишите синонимы к слову ЖИВЫМИ из 1-й части.
Сложное предложения имеет две и более грамматических основ (подлежащее и сказуемое):
Сложносочинённое:
1) Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ.
2) Жилин ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе.
3) Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги
Сложноподчиненные:
4) Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит. [с придаточным изъяснительным → видно что?]
5) Выскочил из этого дома черноватый татарин, замахал рукой, чтоб к нему шёл Жилин.
[с придаточным обстоятельственным цели → замахал зачем? С какой целью?]