СРО № 1 Задание 1: Задания № 18 – текст «Начало пути», 19, 20, 21, 22, 23, стр. 404-405 Жаналина Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005
Задание 18. Прочитайте текст. Предложите свои варианты названия текста и мотивируйте.
НАЧАЛО ПУТИ
Еще в четвёртом тысячелетии до нашей эры в стране пирамид, в Египте, возникла писменность.
Древнегреческий философ Платон назвал память «великой и могущественной богиней». По мере накопления опыта и знаний эта «богиня» все чаше и чаше подводила людей. И они поняли: чтобы закрепить опыт поколений, сделать человеческую память, мысль бессмертной, сохранить для потомков материальные и культурные ценности, надо изобрести другую, более могущественную «богиню», сильнее человеческой памяти. И они изобрели письменность, а с ней - и книгу.
Письмо людям общаться друг с другом, облегчало труд, сохраняло накопленный опыт расширению торговли. Первые письмена, которые древние стремились донести до будущих поколений, они высекали на неприступных скалах, на каменных глыбах и плитах. Многие египетские храмы и гробницы сохранили следы подобных записей. В бывшей столице Египта Фивах хранится такая каменная «книга» 一 одна из самых больших книг в мире. Её «страницы» достигают в ширину сорока метров.
Эта летопись побед египетских царей. Она высечена на стенах храма фараона Рамсеса II искусными египетскими мастерами более 3000 лет назад.
(По M. М. Копыленко ).
Задание 19. Охарактеризуйте лексику второго абзаца текста (общеупотребительная общенаучная, терминологическая).
Задание 20. Разделите текст на композиционные части (введение, основная часть и заключение), озаглавьте их и запишите.
Задание 21.Сформулируйте вопросы к каждому абзацу текста. Помните, что каждое предложение абзаца должно частично отвечать на поставленный вопрос.
Задание 22. Опираясь на синтаксические конструкции сравнения, сопоставления, сформулируйте отличительные свойства человеческой памяти и письменного текста.
Задание 23. Опираясь на составленный вами композиционный план (в зад.20), перескажите текст.
Методические рекомендации: перед выполнением заданий внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом занятия. Тексты подбираются по своей специальности объемом не более 0,5 страницы.
1) НАСТУПИЛО
на - приставка
ступил - корень
о - окончание
2) СУББОТНЕЕ -
Приставка нету
Корень — суббот
Суффикс — н
Окончание — ее
3) УТРО-
утр корень
о окончание
4)(ВСЁ)
-вс-корень
ё-суффикс
5) (летнем)-
лет-корень
н-суффикс
ем -окончание
6) (МИР)-
мир-корень
Е-окончание
7) ДЫШАЛО -
дыш-корень
а-суффикс
ЛО ОКОНЧАНИЕ
8) СВЕЖЕСТЬЮ-
свеж-корень
есть-суффикс
Ю ОКОНЧАНИЕ
9) СИЯЛО -
сия-корень
ЛО-глагольное
окончание
10) КИПЕЛО
кип-корень
е-суффикс
ЛО ГЛАГОЛЬНОЕ ОКОНЧАНИЕ
11) ЖИЗНЬЮ
жи-корень
знь-суффикс
Ю--ОКОНЧАНИЕ
1. В каком ряду все наречия пишутся с НЕ раздельно?
3) ничуть не весело, не глубоко, а мелко
2. В этом предложении в наречии пишется приставка -ни-:
1) А мне еще в лесу побывать хотелось, так хорошо мне никогда не пелось. 3) Что глядишь? Я такой же мальчишка И нисколько тебя не умней.
3. В каком ряду во всех наречиях после шипящих пишется О?
3) горячо, свежо, хорошо
4. В этом предложении на конце наречий пишется буква О:
1) Окна вагона часто бывали наглухо залеплены снегом.
5. В каком из примеров, взятых из пословиц и поговорок, есть неправильно написанное наречие:
2) Еле-еле душа в теле.
6.В этом предложении на конце наречия после шипящих не пишется ь:
2) Раструбили журавли по рощам, будто осень замуж.. собралась.
7.В этом предложении употреблено наречие в форме превосходной степени:
1) На кочке подснежник очнется вот-вот, и все же орешник всех раньше цветет.
8.В каком слове пишется Е?
1) В течение вечера звучала музыка.
9. Из данного предложения выпишите сочинительный союз.
Вся земля ярко осветилась в тот момент, когда ударила запоздалая молния, и я увидел, как мерцает какая-то белая точка на берегу.
10.В каком предложении также является сочинительным союзом и пишется слитно?
1) Все сдали свои рефераты, я также сдал.
11.Укажите предложение с формообразующей частицей:
1) Пусть мальчики в уборке территории.
12.Укажите предложение с частицей НИ
3) Ни одной тучки не было на небе.
13. Укажите слово с ЧАСТИЦЕЙ НЕ
3) Не злой, а добрый малый
14. Отметьте вариант только с непроизводными междометиями:
1) Увы! Ах, эх, ну, фу.
15.Отметьте, в каком из предложений присутствует междометие, которое выражает страх.
3) Батюшки и сохрани.