Ссочинением по егэ уже было лето, выпускные экзамены давно были кончены, но кипятить в себе восторг по причине того, что я наконец студент, становилось все тяжелее, и заметно я начинал еще больше тяготиться наступившим бездельем, чем теми волнениями, которым оно являлось наградой. и только раз или два на неделе, когда у меня случалось несколько рублей, примерно так, чтобы хватило заплатить за извозчика и за номер, я выходил. эти несколько рублей, которые в месяц составляли до сорока, тяжело ложились на жизнь моей матери. уже бессмысленно много лет она ходила в постоянно доштопывающемся, разваливающемся, дурно пахнувшем платьице и в ботинках с косо сбитыми, кривыми каблуками, от которых, вероятно, еще больше болели ее опухшие ноги; но деньги, когда она их имела, она мне давала радостно; я же брал их с видом человека, забирающего в кассе банка какую-то ничтожную мелочь, снисходительная небрежность которого при этом должна свидетельствовать о величине его текущего счета. совместно на улицу мы не выходили никогда. особенно я даже не скрывал того, что стыжусь ее рваной одежды, скрывая при этом, что стыжусь ее некрасивой старости; она знала это и, встретив меня раз или два на улице, улыбаясь своей доброй, будто извиняющей меня улыбкой, смотрела мимо и в сторону, чтобы не заставить меня ей поклониться или к ней подойти. м.агеев. вопросы и к анализу текста. определите тему и проблемы, поставленные в тексте. (тема: взаимоотношения близких людей, конфликт поколений. 1) проблема чёрствого, «бесчеловечно грубого» отношения к близкому человеку. 2) проблема неприятия героем неизменного течения жизни, неприятия старости). определите авторскую позицию по отношению к поставленным в тексте проблемам. прямо или косвенно она выражена? (обратите внимание на то, от чьего лица ведётся повествование. помните, что автор и рассказчик – это не одно и то же лицо). (авторская позиция выражена косвенно, как это обычно бывает в художественном произведении, через языковой план фрагмента. позиция автора по первой проблеме: осуждение душевной черствости, жестокости героя по отношению к матери. позиция автора по второй проблеме: осуждение духовной незрелости героя-рассказчика, его не принять старость матери). 3. как, при каких средств выражается авторская позиция? ( прямой оценки поступков героя текст не содержит, т.к. повествование ведётся от лица самого вадима масленникова. однако авторское отношение к поставленным проблемам выражается через модальный план эпизода. антитеза заостряет проблемы, заставляет сильнее ощущать неправоту героя: он стыдится матери, а она улыбается «доброй», «извиняющей его улыбкой». роль художественной детали. эпитеты «доштопывающееся», «разваливающееся» (платье), «косо сбитые», «кривые» (каблуки), «тяжело» (ложились на жизнь моей матери), «бессмысленно» (много лет) и др. вызывают острое сочувствие к матери и, как следствие, неприязнь к юноше. авторская оценка героя звучит в словах «начинал тяготиться бездельем», «снисходительная небрежность».