Стилистический анализ текста План стилистического анализа текста
1.Общая характеристика текста: - тема (о чем этот текст?);
- вид данного текста (монолог или диалог);
-цель создания текста ( информирование, предписание, убеждение, агитация, развлечение, эстетическое воздействие);
- кем создан и кому предположительно адресован текст;
- образцом какого функционального стиля предположительно является данный текст и какова его общая доля (конструктивный принцип).
2. Внешние особенности текста (делится ли он на части графическим имеет ли рубрикацию или нумерацию частей, содержит ли цифровой материал, имеет ли жесткую, внешне выраженную (клишированную) композицию, шрифтовые выделения и т.д.)
3. Речевые особенности текста:
- лексическая характеристика:
а) используется ли книжная лексика и какая именно (термины науки, делопроизводства, культуры, политики; общекнижная лексика;
б) используется ли разговорная лексика ил фразеология;
в) применяются ли эмоционально-экспрессивные оценочные слова и выражения;
г) есть ли индивидуально-авторское словоупотребление, языковая игра, юмор;
- морфологическая характеристика:
а) много ли в тексте именных словоформ;
б) используются ли типы словоформ с выраженной книжной стилистической окраской (причастия, деепричастия, краткая форма прилагательных, отглагольные существительные);
в) есть ли местоимения первого и второго лица;
- синтаксическая характеристика:
а) каковы типичны словосочетания в данном тексте (именные атрибутивные, глагольные, разные);
есть ли среди них словосочетания с подчеркнуто книжной стилистической окраской (именные с зависимым членом в родительном падеже, многочленные);
б) каков состав текста по типам использованных предложений, есть ли стилистически отмеченные типы (назывные (книж.), восклицательные (эмоц-экспер.), неполные (разг.);
в) используются ли стилистически окрашенные типы сказуемого: составное именное (книж.) или составное глагольное (книж.),
г) каковы предложения текста по степени их рас и наличию обособленных членов предложения, каков средний объем предложения в тексте.
Собственно текстовая характеристика:
а) как выражена тема текста;
б) какой функционально-смысловой тип речи (описание, повествование, рассуждение) положен в основу текста;
в) есть ли в тексте чужая речь (прямая, косвенная);
г) выражена ли авторская оценка содержания (какую позицию занимает автор: объективно-нейтральную, аналитическую, предписательную, ироническую или др.
Текст для анализа:
Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая. Распались цепи, которыми он приковал себя к колеснице познания: не будет борьбы, не будет и поражений. Как приятно перестать думать и лететь в темноте к береговым огням.
– Темнота! – раздался вдруг тревожный глухой голос. – Чайки никогда не летают в темноте! Но Джонатану не хотелось слушать. «Как приятно, – думал он. – Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней, и кругом все так мирно и спокойно…»
– Спустись! Чайки никогда не летают в темноте. Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!
Там, в ночи, на высоте ста футов, Джонатан Ливингстон прищурил глаза. Его боль, его решение – от них не осталось и следа.
Короткие крылья. Короткие крылья сокола! Вот в чем разгадка! «Какой же я дурак! Все, что мне нужно – это крошечное, совсем маленькое крыло; все, что мне нужно – это почти полностью сложить крылья и во время полета двигать одними только кончиками. Короткие крылья!»
Он поднялся на две тысячи футов над черной массой воды и, не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти, плотно прижал к телу широкие части крыльев, подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы, – перо к перу – и вошел в отвесное пике.
Ветер оглушительно ревел у него над головой. Семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Сейчас, при скорости сто сорок миль в час, он не чувствовал такого напряжения, как раньше при семидесяти; едва заметного движения концами крыльев оказалось достаточно, чтобы выйти из пике, и он пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны.
Он сощурился, чтобы защитить глаза от ветра, и его охватила радость. «Сто сорок миль в час! Не теряя управления! Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с какой скоростью…»
Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром. Но он не чувствовал угрызений совести, нарушив обещание, которое только что дал самому себе. Такие обещания связывают чаек, удел которых – заурядность. Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства, они не имеют значения.
Нужна ли школьная форма?
Вопрос о необходимости школьной формы по-прежнему у нас в школе вызывает яростные дискуссии. Официально требуется, чтобы учащиеся посещали занятия в школьной форме, но на практике этого достичь не удаётся.
Многочисленные рейды-проверки, индивидуальные беседы, требования классного руководителя и администрации не приносят ощутимых результатов. Некоторые учителя перед началом занятий мощной преградой становятся на входе в класс и не допускают к урокам учеников, пришедших в джинсах и свитерах, заставляют идти домой переодеваться, но воз и ныне там. Школьники, особенно учащиеся старших классов, отказываются носить школьную форму. Почему? Говорят, что неудобно весь день сидеть в пиджаке. Может, просто отговорки ищут?
А вот в Англии, Японии школьная форма – это традиция, не подлежащая сомнению, тем более критике или обсуждению.
Ученики Итонского колледжа, в котором в своё время учились и принц Уильям, и принц Гарри, все ходят в одинаковой школьной форме. Живут в одинаковых условиях, никаких исключений и поблажек не предоставляется даже принцам это правильно, демократично. Во время учёбы надо стремиться проявлять и подчёркивать свою индивидуальность в знаниях, а не в одежде, происхождении и знатности. В обстановке Итонского колледжа все равны: и принц, и нищий. Здесь нет и не может быть соперничества по принципу: у кого джинсы «круче», у кого платье моднее. Учащиеся не отвлекаются на посторонние предметы.
У нас же в стране всё, увы…В высших учебных заведениях деление на «бедных» и «богатых» особенно заметно. Были случаи, когда студенты прекращали обучение и покидали стены вуза из-за невозможности одеваться на соответствующем уровне. Милые студенточки и студентики, хорошо упакованные своими обеспеченными родителями, прибывают на занятия в дорогих автомобилях, «дыша духами и туманами», они садятся на студенческую скамью в дорогих меховых шубках (не в гардеробе же оставлять!) и записывают лекции, сверкая бриллиантами на часиках и перстеньках. Не будем обсуждать моральную сторону такого положения дел, всем очевидно, что «непорядок в Датском королевстве».
Учитывая специфику нашего общества, думаю, что школьная форма просто необходима. Мы так любим говорить о равенстве, так давайте?
Хотелось бы услышать ваше мнение по этому поводу.
1. Непонятно, город или герой остаётся работать там. Правильно: главный герой уезжает в город, где и остаётся работать.
2. "для которых" и "поколение" - неправильное время. Выросло целое поколение, для которого...
3. Владельцы или собаки подлежат уничтожению, непонятно. Если владельцы, то животные подлежат уничтожению.
4. Его - сына или князя, непонятно. Сын и адьютанты Меньшикова встретили великого князя в Каче.
5. Ихний - нет такого слова. ИХ
6. Сигарету или записку он положил в карман, непонятно. Прочитав адрес, закурив сигарету, он скомкал и положил в корман записку.
7. Свою - неправильно ему...
8. к себе - неверно вернитесь на своё рабочее место!
9. в своём - неверно. В его кабинете. Или в моём кабинете.
10. Предприятия, построенные на берегах реки, ливают отработанные воды без их предварит. очистки
11. Возле него...
12. Опору или балку неизвестно. Под опору балки и закрепить доску окончательно.
13. И он всегда старается всё разъяснить. Им есть, чему поучится у него.
14. Что это не входит в обязанности рабочего.
15. Она сохранила...
16. Люди обрабатывали...
17. на её вороном коне
18. мою тетрадь или её тетрадь
19. это животное ему во всём
20. на жизнь отца.