Стилистический анализ текста план стилистического анализа текста общая характеристика текста: - тема (о чем этот текст? ); - вид данного текста (монолог или диалог); -цель создания текста ( информирование, предписание, убеждение, агитация, развлечение, эстетическое воздействие); - кем создан и кому предположительно адресован текст; - образцом какого функционального стиля предположительно является данный текст и какова его общая доля (конструктивный принцип). 2. внешние особенности текста (делится ли он на части графическим имеет ли рубрикацию или нумерацию частей, содержит ли цифровой материал, имеет ли жесткую, внешне выраженную (клишированную) композицию, шрифтовые выделения и т.д.) 3. речевые особенности текста: - лексическая характеристика: а) используется ли книжная лексика и какая именно (термины науки, делопроизводства, культуры, политики; общекнижная лексика; б) используется ли разговорная лексика ил фразеология; в) применяются ли эмоционально-экспрессивные оценочные слова и выражения; г) есть ли индивидуально-авторское словоупотребление, языковая игра, юмор; - морфологическая характеристика: а) много ли в тексте именных словоформ; б) используются ли типы словоформ с выраженной книжной стилистической окраской (причастия, деепричастия, краткая форма прилагательных, отглагольные существительные); в) есть ли местоимения первого и второго лица; - синтаксическая характеристика: а) каковы типичны словосочетания в данном тексте (именные атрибутивные, глагольные, разные); есть ли среди них словосочетания с подчеркнуто книжной стилистической окраской (именные с зависимым членом в родительном падеже, многочленные); б) каков состав текста по типам использованных предложений, есть ли стилистически отмеченные типы (назывные ( восклицательные (эмоц- неполные (разг.); в) используются ли стилистически окрашенные типы сказуемого: составное именное (книж.) или составное глагольное ( г) каковы предложения текста по степени их распространенности и наличию обособленных членов предложения, каков средний объем предложения в тексте. собственно текстовая характеристика: а) как выражена тема текста; б) какой функционально-смысловой тип речи (описание, повествование, рассуждение) положен в основу текста; в) есть ли в тексте чужая речь (прямая, косвенная); г) выражена ли авторская оценка содержания (какую позицию занимает автор: объективно-нейтральную, аналитическую, предписательную, ироническую или текст россия на олимпийских играх 2018: белые, холодные, чужие. на неделе олимпийское собрание разрешило нашим спортсменам ехать на зимние игры в нейтральном статусе - под белым флагом. но попадут туда не все. кто-то уже точно пролетел (см. список), а кто-то надеется, что его вызовут. да, да - теперь не мы отправляем заявку на участие, а приглашения спортсменам будет присылать сам международный олимпийский комитет (мок). словом, олимпийский слоган игр в сочи «жаркие, зимние, твои» к поездке в южную корею звучит иначе: «белые, холодные, чужие». кого мок точно не пригласит? всего комиссия освальда дисквалифицировала уже 31 спортсмена. их результаты олимпиады-2014 в сочи аннулированы, и они пожизненно отстранены от олимпийских игр (см. «конкретно»). как отнимают медали? мок уже потребовал у дисквалифицированных спортсменов вернуть свои олимпийские медали. но делать это никто не спешит. адвокаты спортсменов иски в спортивный арбитражный суд в лозанне. «мы будем судиться хоть 10 лет», - заявила «кп» президент федерации лыжных гонок россии елена вяльбе. могут ли наших отстраненных олимпийцев заставить вернуть призовые? минспорта уже заявило: ранее выплаченные премии («золото» - 4 млн. рублей, «серебро» - 2,5 млн., «бронза» - 1,7 млн. рублей) отбирать не будут, признанных виновными могут лишить только олимпийской стипендии (сейчас чемпионам положено 50 тыс. руб. в месяц). но нашим не допущенным к олимпиаде спортсменам могут компенсировать «упущенную прибыль». так, к примеру, потенциальным чемпионам олимпийских игр легкоатлетам елене исинбаевой и сергею шубенкову, которых вместе со всей командой не пустили в рио-2016, выплатили премии, как за «золото». фонд поддержки олимпийцев перевел им по 4 млн. рублей. машины, тем более старые, и подавно никто отнимать не собирается. олимпийский комитет россии переслал в мок списки тех спортсменов, кого хотел бы отправить на игры-2018. по неофициальной информации, в документах значатся 350 фамилий, и это притом что максимально смогут поехать только 208 спортсменов. но, кажется, боссы спортивных федераций специально вписали больше атлетов - ведь их будет просеивать специальная комиссия мок, и сколько россиян останется в конечном итоге, будет известно только 28 января - за 12 дней до открытия олимпиады. (комсомольская правда. 23 декабря 2017)
По словам Вольтера, которые сочувственно приводит Н. М. Карамзин, «можно в шесть лет выучиться всем главным языкам, но во всю жизнь надобно учиться своему природному». Действительно, языком как средством бытового общения можно овладеть достаточно быстро (особенно погружением в языковую среду), а вот достичь в своей речи полной свободы самовыражения и передачи тончайших оттенков мыслей и чувств — задача чрезвычайно сложная.
Пути решения этой задачи разнообразны, но все они связаны с познанием родного языка, его словарной сокровищницы, его законов. Становление полноценной языковой личности невозможно без осознания языка как своего рода живого организма, спаянного корневыми нитями образов и ассоциации с традициями материальной и духовной культуры нашего народа, уходящими за необозримые горизонты столетий.
Известный - известнейший, самый известный, известнее всех.
Необычный - самый необычный, необычные всех.
Большой - самый большой, больше всех.
Высокий - высочайший (к/ч), самый высокий, выше всех.
Тихий - самый тихий, тише всех.
Популярный - популярнейший, самый популярный, популярнее всех.
Добрый - добрейший, самый добрый, добрее всех.
Великий - величайший (к/ч), самый великий.
Красивый - красивейший, самый красивый, красивее всех.
Трудолюбивый - самый трудолюбивый, трудолюбивее всех.
Щедрый - самый щедрый, щедрее всех.