Суммативное оценивание по русскому языку в 9 классе за 4 четверть Д/О – 2 вариант
Задание 2. Прочитайте два текста. Напишите сравнительный анализ текста А и текста Б. Проанализируйте их сходства и различия в содержании, композиции, языке и стиле. Приведите доказательства и аргументы. Свои наблюдения оформи в таблицу. После её заполнения напиши вывод. (10 б)
Текст А
Русский язык в Интернете – это, конечно же, чёрт знает, что такое! Но при том это всё равно русский язык.
Начнём с самого с яростной порчи орфографии. Возникла она не в Интернете, но именно в Интернете была поставлена на поток. И наиболее ярко проявилась в так называемом языке падонков и истории со словом превед. Порча орфографии оказалась настолько привлекательной идеей, что сразу овладела умами и стала модной и почти обязательной. Хорошо известно, что именно орфография легче воспринимать написанное. Неправильное написание незначительно задерживает наш взгляд на слове, тормозя процесс чтения в целом. Если таких задержек оказывается много, чтение тормозится не чуть-чуть, а сильно.
На самом деле орфография и быстрее писать, поскольку грамотный человек делает это автоматически. И вот здесь прозвучало ключевое слово: грамотный. Дело в том, что орфография облегчает жизнь далеко не всем, а только грамотным людям. Остальные же без орфографии даже немного выигрывают: не надо думать, как писать, да и чтению это не мешает, поскольку привычки к определённому графическому облику слов у них не сформировано. Главное же, что при отсутствии орфографии незнание орфографических правил им абсолютно не вредит, так что их социальный статус сильно повышается. Другая причина привлекательности неправильной орфографии заключается в том, что она придаёт слову дополнительную выразительность. Один мой знакомый объявил, что будет писать жи и ши только с буквой ы – в частности, потому, что «жызнь более энергична и жызненна, чем жизнь». И по-своему был прав. Однако, будучи грамотным человеком, периодически забывался и срывался на нормативные держишь и пишите.
Безусловно, всевозможные выражения языка падонков аицкий сотона, аффтар жжот и пеши исчо – выразительны и потому так популярны.
(Текст сокращен и адаптирован)
Текст Б
Язык и культура: взаимоотношения и взаимодействие.
За нашими плечами новое тысячелетие. Перед людьми стоят острейшие глобальные проблемы, угрожающие самому существованию цивилизации и жизни на нашей планете. Одной из них и является проблема языка и культуры, их взаимоотношения и взаимодействие. Мы практически находимся на пороге близкой катастрофы. И, если человечество не будет придавать значение этому во наша история может однажды закончиться.
«Язык – это средство общения, система общения. Язык, как дыхание, необходим человеку. Язык всемогущ. Язык есть самое лучшее на земле. Без языка ничего не свершишь в мире. (Плутарх) Язык – это часть нашего Я.
Римский оратор Цицерон утверждал, что « культура – это возделывание, образование, почитание, деятельная доброта к окружающим».
Как соотносятся между собой язык и культура? Как языком и культурой создается картина мира?
Язык – зеркало окружающего мира, он отражает действительность и создает свою картину мира, специфичную и уникальную для каждого языка и, соответственно, народа, этнической группы, речевого коллектива, пользующегося данным языком как средством общения. Язык – самый заботливый хранитель культуры, как сказал легенда отечественной педагогики Шалва Александрович Амонашвили.
За каждым словом стоит предмет или явление реального мира. Язык отражает все: географию, климат, историю, условия жизни.
Язык – средство общения между людьми, и он неразрывно связан с жизнью и развитием того коллектива, который им пользуется как средством общения. Язык – часть культуры, но культура – только часть языка. Культура – первична.
Культурная и языковая картины мира тесно взаимосвязаны, находятся в состоянии непрерывного взаимодействия и восходят к реальной картине мира, а вернее к реальному миру, окружающему человека.
2. Устроил (что?) гнездо. Винительный падеж
3. Повесил ( что?) картину. Винительный падеж
4. Бежал мимо (чего?) палатки. Родительный падеж
5. Отвлек (кого?) товарища. Родительный падеж
6. Вцепился (чем?) клювом. Творительный падеж
7. Договорился ( о чем?) о встрече. Предложный падеж
8. Светит ( на чем?) на небе. Предложный падеж
9. Отправился ( во что?) в кровать. Винительный падеж
10. Дорожить (чем?) отчизной. Творительный падеж
11. Написать (что?) письмо. Винительный падеж
12. Летать (по чему?) по ночам. Дательный падеж
1Сущ, обозначает предмет(чем?)
2Н.ф.-лук(что?)Пост.призн.: нарицательное, неодушевленное, м.р.,2 скл.Непост.призн:тв.падеж, ед.число
3Луком(чем?)(слово подчеркнуть пунктиром)
Залез
1Глагол, обозначает действие лица(что сделал?)
2Н.ф-Залезть(что сделать?)Пост.призн.: сов.в, невозвратн, Iспр, непереходн.Непост.призн:изъявит,ед.ч, наст.время,м.род.
3Залез(что сделал?)(слово подчеркнуть двумя чертами)
Читаем
1Глагол, обозначает действие лиц(что делаем?)
2Н.ф.-читать(что делать?)Пост.призн:несов.в, невозвратн, Iспр, переходн.Непост.призн: изъявит, мн.ч, наст.время, 1 лицо
3Читаем(что делаем?)(слово подчеркнуть двумя чертами)