Суммативное оценивание за 1 четверть
9 класс
Виды речевой деятельности: чтение, письмо.
Цели обучения: 9.3.2.1 определять стилистические особенности текстов научного стиля (аннотация, тезисы); определять принадлежность текста к различным типам на основе характерных признаков.
9.3.5.1 составлять тезисный план.
9.4.5.1 писать эссе (объем 140-160 слов) по предложенной проблеме, обосновывая свое мнение и предлагая пути решения проблемы, соблюдая особенности текста рассуждения, рассуждения с элементами повествования;
9.5.2.1 использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения.
Количество : 15
Чтение
Прочитайте текст и выполните задания.
Природные ресурсы – это основа жизни любого человеческого общества. К ним относятся те средства существования людей, которые не созданы их трудом. Это вода, почва, растения, животные, микроорганизмы, полезные ископаемые, космические ресурсы (энергия солнца). Среди полезных ископаемых можно выделить энергетические (каменный уголь, нефть, газ, горючие сланцы) и минеральные ресурсы, используемые непосредственно или переработанные (обогащение различных руд).
Существуют различные классификации природных ресурсов. Например, по использованию природные ресурсы подразделяются на производственные, здравоохранительные, эстетические, научные и др.; а по принадлежности к каким-либо компонентам природы – на земельные, водные, лесные, минеральные, энергетические и др.
Наиболее общая классификация природных ресурсов по их исчерпаемости. Согласно этой классификации все природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые (Схема 12). Исчерпаемые ресурсы в свою очередь подразделяются на возобновимые и невозобновимые.
К возобновимым ресурсам относятся живой компонент биосферы, некоторые минеральные ресурсы (например, соли, осаждающиеся в озерах и морских лагунах), а также почва, плодородие которой формируется на протяжении большого промежутка времени и являющейся одной из самых дефицитных ресурсов. Однако темпы использования возобновимых ресурсов должны соответствовать темпам их восстановления, иначе возобновимые ресурсы могут стать невозобновимыми.
К невозобновимым ресурсам относятся богатства недр Земли, которые не восстанавливаются или восстанавливаются значительно медленнее, чем идет их использование. Это горнорудные ресурсы, которые образовались в особых физико-географических условиях, и такие полезные ископаемые, как каменный уголь, нефть, природный газ, которые представляют собой мертвую органику и формировались в течение миллионов лет. К неисчерпаемым ресурсам относятся космические, климатические и водные ресурсы. Космические ресурсы – это солнечная радиация и энергия морских приливов и отливов, обусловленных воздействием Луны на нашу планету. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли зависит от состояния атмосферы и степени ее загрязненности. Климатические ресурсы – это атмосферный воздух, атмосферные осадки, ветер. Водные ресурсы – это водный запас Земли. В глобальном масштабе этот ресурс неисчерпаем, но в локальном масштабе он может быть исчерпан (например, Аральское море).
1.Соотнесите понятия с определениями:
А.К возобновляемым ресурсам относятся 1.Животные
Б. К невозобновляемым ресурсам относятся 2. Компоненты биосферы
В. К природным ресурсам относятся 3. Невозобновляемые
Г. По использованию природные ресурсы 4. Нефть
подразделяются
Д. Природные ресурсы классифицируются 5. Эстетические
2. Определите стиль текста
4.Приведите доказательства принадлежности текста к данному стилю
1 2
3
5Составьте тезисный план к тексту
1)
2)
3)
Письмо
Напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем письменной работы – 140 - 160 слов. Выразите свое отношение. Соблюдайте морфологические и пунктуационные нормы. Пишите в соответствии с нормами языка. Используйте простые и сложные предложения, соответствующие ситуации письменного общения
1.Какие традиции и обычаи должны быть вечными?
2.Зачем нужно уважать обычаи и традиции других народов?
1 Ручная ворона сидела на воротах и хлопала крыльями.
2 В зоопарке живут разные звери тигры львы слоны обезьяны.
3 За стеклом стоят в порядке склянки банки и горшки.
4 Быстро но осторожно ребята перебегали дорожки.
5 Снег ложился на поляны на кусты на деревья.
6 Подарила яблонька людям крупные сладкие плоды.
7 Хорошие книги любят все взрослые старики и дети.
8 Львы слоны тигры много разных зверей живет в нашем зоопарке.
9 Лебеди испустили какой-то странный крик взмахнули большими 10 Умная книга научит тебя многому доброте честности справедливости.
11 На склонах горы на ветвях деревьев везде лежал снег.
12 В лукошке лежали и подосиновики и подберезовики и сыроежки.
Предлож. повеств., невоскл., сложное ССП
1 предлож. двусоставное, распростр., не осложнено
1 предлож. односоставное неопред.-личное, распростран.. не осложнено
Эпохой, \изменившей стиль степного орнамента\ -(причаст.оборот), была эпоха ранних кочевников.
Художественный стиль, \созданный скифами\, (причаст.оборот) называют звериным. . Мировое дерево, \включенное во многие сцены\,(причаст.оборот) передается в орнаменте.
(1) Когда (обстоят.) стало (сказ.) совсем (обстоят.) темно (сказ.) , ( 2) Каштанкою (дополн.) овладели (сказ.) отчаяние и ужас.(подлежащие)
Предлож. повеств., невоскл., сложное, союзное, СПП
1 предлож. придаточное обстоят. времени, односоставное, безличное, распростран.не осложнено
2 предлож. главное,двусоставное,, распростран., не осложнено
( Когда = ) ,[ = - и - ]