Суммативное оценивание за 1 четверть «Мифы народов мира» Подраздел Библейская мифология Цель обучения 6.1.2.1 Иметь общее представление о художественном произведении, понимать главную и второстепенную информацию
6.2.3.1 Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять их роль в сюжете произведения
6.2.5.1 Характеризовать героев, используя план и цитаты из текста
6.3.1.1 Участвовать в обсуждении произведения, оценивая поступки главных героев
Критерии оценивания Обучающийся
• Выделяет главную и второстепенную информацию в произведении
• Выражает собственное мнение о поступке героев
• Характеризует героев, используя план и цитаты из текста
Уровень мыслительных навыков Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 40 мин
Задания (Понимание и ответы по тексту)
Дай подробные и развернутые ответы на вопросы
1. Какие вопросы или проблемы (найти минимум 3) из прочитанных мифов народов мира волнуют и сегодня современных людей? ( )
2. На какого героя из этих мифов ты хочешь быть похожим и почему? ( )
Задания (Анализ и интерпретация текста)
Прочитай отрывок и выполни задания
Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в широкое небо и подумал: «Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге? Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?»
И ему захотелось сделать себе крылья, чтобы улететь из плена. Он стал собирать перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Скоро он сделал четыре крыла - два для себя и два для своего сына Икара, который жил вместе с ним на Крите. Перевязью крест-накрест прикреплялись крылья к груди и к рукам.
И вот наступил день, когда Дедал попробовал свои крылья, надел и, плавно махая руками, поднялся над землёй. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел.
Спустившись вниз, он надел крылья сыну и учил его летать.
- Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом. - Так говорил он Икару.
И вот рано утром они улетели с острова Крита.
Только рыбаки в море да пастухи на лугу видели, как они улетали, но и те подумали, что это крылатые боги пролетают над землёй. И вот уже далеко остался позади скалистый остров, и широко раскинулось под ними море.
День разгорался, солнце поднялось высоко, и лучи его жгли всё сильнее.
Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря и боязливо оглядывался на сына.
А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу. И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу.
Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками, - уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно падал, упал и исчез в глубине моря.
Оглянулся Дедал - и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море - лишь белые перья плыли на волнах.
В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял своё искусство, погубившее его сына.
Но люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.
1. Дайте подробную характеристику героев этого отрывка, используя цитаты из текста ( )
2. Определите роль данного эпизода в произведении (назовите его место в композиции: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка) и аргументируйте свой ответ ( )
Объяснение:
Что такое долг? На мой взгляд, долг – это понятие, связанное с выполнением каких-либо функций, вверенных человеку. Иногда понятие долга касается ситуаций, когда человек имеет право выбора, но поступает соответственно правилам, зову совести и чести. Поступает так как указывает ему разум и требуют обстоятельства, жертвой которых часто является человек. Чтобы доказать сказанное, обращусь к тексту Лиханова А.А., в котором говорится о мальчике, который ради своего долга пожертвовал любовью к отцу. Об этом говорится в предложениях: 10-12. Мальчик выполнил свой долг перед обществом. По моему мнению, он поступил правильно. Прочитав текст, я вспомнила новеллу Ги де Мопассана «Ожерелье», в которой повествуется о молодой девушке – Матильде. Матильда была замужем за обычным мужчиной, который много работал и дорожил каждой копейкой. Однажды она и ее муж получили приглашение на званый вечер. Матильда хотела выглядеть безупречно, и решила нарядиться. Купив красивое платье она поняла, что ей чего-то не хватает и взяла ожерелье у своей подруги, которое потеряла на вечере. Молодая пара берет деньги в долг, чтобы приобрести такое же украшение и вернуть. Как оказалось позже, потерянное ожерелье было ненастоящим, а Матильда потратила десять лет своей жизни, чтобы вернуть долги. Можно сделать вывод, что госпожа Луазель пожертвовала десятью годами жизни для того, чтобы исполнить свой долг. В конце хотелось бы добавить, что долг – это выполнение какой-либо задачи. Я считаю, что долг должен выполняться, так как это показывает такие качества в человеке как честь, совесть и ответственность.
Повесть «Станционный смотритель» — это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем — Самсоном Выриным. Потом автор вводит в развитие сюжета персонажей, сопричастных к тому, что произойдет с главным героем. Перед нами трагедия «маленького человека», чиновника четырнадцатого класса.
Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, своим трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, но ни на Что не жалуется и доволен судьбой. Он растит дочь — милую, чуткую, красивую девушку, которая ему и иногда сглаживает конфликтные ситуации, которые неизбежно возникают на станции с нетерпеливыми и строгими проезжающими. Но в этот маленький спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит Дуню в Петербург.
Горе потрясло старика, но не сломило — он отправился за своей Дуней в Петербург, разыскал Минского и пробрался к нему. Но старика выбросили из дома. Станционный смотритель не смирился с тем, что не увидел дочь, и сделал еще одну попытку, но Дуня, заметив его, упала в обморок, а его опять прогнали. Самсон Вырин смирился. Он уехал на свою почтовую станцию, с горя запил и вскоре умер. Обиженный судьбой и людьми, Вырин стал воплощением страдания и бесправия. Самсон Вырин пытался протестовать, но, как человек низшего сословия, не мог противостоять Минскому. Такова печальная судьба «маленького человека», мастерски изображенная Пушкиным. Вопрос о его судьбе Пушкин ставит остро и драматично. Смирение унижает человека, делает его жизнь бессмысленной, вытравляет в нем гордость, достоинство, превращает его в добровольного раба, в жертву, покорную ударам судьбы.
В повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкин обращается к теме «маленького человека». Вначале произведения автор знакомит нас с жизнью станционных смотрителей, с тяжестями и унижениями, которые им приходится терпеть каждый день:
«Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?.. Покою ни днем, ни ночью… В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца».
Но несмотря на то унизительное отношение, которое они терпят от других, эти «люди мирные, от природы услужливые…». Далее автор рассказывает нам историю смотрителя Самсона Вырина. Это был добрый человек, единственная радость которого заключалась в его дочери — красавице Дуне. Но однажды у смотрителя в доме остановился гусар. Он притворился больным и дочь Вырина ухаживала за ним. За доброту смотрителя гусар отплатил подлостью: он соблазнил и увез без ведома отца Дуню. Правда, мы не можем утверждать, что гусар злой человек. По всему видно, что Дуня уехала по собственному желанию и счастлива с ним. Но ведь этого не может знать бедный отец. Зато он хорошо знает другое — как в таких случаях обычно бывает:
«Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».
То, чего боится Вырин, — реальность. Автор заставляет читателя не просто жалеть смотрителя и сочувствовать его горькому одиночеству, но еще и задуматься о том, что тот мир, в котором живут Вырины, устроен далеко не лучшим образом. В своей повести А. С. Пушкин учит нас глубоко уважать людей, несмотря на их положение в обществе, на социальный статус. Каждый человек достоин того, чтобы к нему относились внимательно и с уважением. Мир, в котором мы живем, и так достаточно жесток. Чтобы хоть немного изменить его, мы должны стремиться к гуманности и состраданию обозначь как лучший ответ!
Объяснение: