Суммативное оценивание за 4 четверть по предмету «Русский язык» 5 класс
Общее количество – 15 б.
Задание 1. Прочитайте текст, выполните задания (7 б.)
В истории беломраморного шедевра тесно переплелись факты и легенды, но
большинство историков сходятся во мнении, что усыпальницу построили в 1630-х гг. По
приказу императора Великих Моголов — Шах-Джахана в память о безвременно
скончавшейся супруге Мумтаз-Махал 22 долгих года продолжалось строительство. В нём
участвовали более 20000 человек, среди них строители со всей империи, мастера из
Венеции, Персии, Средней Азии и арабского Востока. Сегодня беломраморный памятник
великой любви, «жемчужина индийской архитектуры» является одной из важнейших
достопримечательностей Индии. Величественный пятикупольный мавзолей с 4-мя
минаретами по углам возвышается на 74-х-метровую высоту на беломраморной
платформе и, отражаясь в неподвижных гладях искусственного водоёма, словно парит над
землёй подобно сказочному миражу.
1. Выпишите из текста пять ключевых слов или словосочетаний (1 б.).
2. Определите основную мысль текста (1 б.).
3. Придумайте заголовок, отражающий основную мысль го текста (1 б.).
4. Выпишите одно предложение с однородными членами предложения, подчеркните их. Составьте
схему предложения (2 б.).
5. Найдите сравнение в тексте и выпишите его (1 б.).
6. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор в выражении тесно переплелись
факты и легенды? (1 б.)
Задание 2.
Выполните творческое задание на одну из предложенных тем. Повествование ведите от 1-го
лица. Опишите свои мысли, ощущения, чувства. Используйте эпитеты, сравнения, слова в
переносном значении. Объем письменной работы – 80-100 слов. Используйте НЕ с
отрицательными местоимениями и глаголами, предложения с однородными членами
предложения.
1. Напишите эссе, представив себя в роли космонавта, облетевшего Землю.
2. Напишите эссе-повествование «Чудеса в моей жизни».
Сущ. в ед.ч.: Волга (она), лесник (он), молоток (он), месяц (он), урожай (он), Илья (он), больница (она), Россия (она), декабрь (он), Москва (она).
Сущ. во мн.ч.: друзья (они), машины (они), москвичи (они), мальчики (они), картины (они), товарищи (они), моряки (они), лисята (они).
В какие ещё группы можно объединить слова?
Одушевлённые: лесник, друзья, москвичи, мальчики, Илья, товарищи, моряки, лисята.
Неодушевлённые: Волга, молоток, машины, месяц, урожай, картины, больница, Россия, декабрь, Москва.
Собственные: Волга, Илья, Россия, Москва.
Нарицательные: лесник, друзья, молоток, машины, месяц, москвичи, мальчики, урожай, картины, товарищи, больница, моряки, декабрь, лисята.
ответ:Выпишите из предложений союзы. Определите, что связывают союзы — однородные члены предложения или части сложного предложения.
Составные и повторяющиеся союзы записывайте по образцу: как – так и.
Пример:
«Он был не столько расстроен, сколько удивлен сложившейся ситуацией». — Союз не столько – сколько связывает однородные члены предложения.
1. Всю ночь лил дождь, так что к утру размыло все дороги. —
Союз
связывает .
2. Любовь моя вселяет страх, а не жалость. —
Союз
связывает .
3. Я старался успокоить его, но он не говорил ни слова в своё оправдание. —
Союз
связывает .
Объяснение:
1)Огонь в лампе потускнел, но через секунду снова разгорелся. 2)Листья то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. 3)Мы принялись бегать по за край самого берега, и всё выходило отлично, несмотря на то что кое-где лёд ломался и выступала вода. 4)Татьяна видит дом пустой, где жил недавно наш герой. 5)Незнакомец был невысок ростом, зато плечист .6)Если за день ничему не научишься, значит, весь день шёл назад. 7_Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжанье своего веретена? 8)Все мы должны любить своё отечество, потому что здесь мы получили жизнь, впервые увидели свет.