Суммативное оценивание за раздел №3 по русскому языку для 5 класса. Задание 1
Найдите прямую и авторскую речь. Расставьте знаки препинания в тексте.
1) Господин прапорщик сказал я как можно строже Разве вы не видите что
к вам пришел? 2) Лошади измучились мы продрогли; метель гудела сильне
и сильнее точно наша родимая северная только ее дикие налевы был
печальнее заунывнее. И ты изгнанница думал я плачешь о своих широки
раздольных степях! Там есть где развернуть холодные крылья а здесь теб
душно и тесно как орлу, который с криком бьется о решетку железной свое
клетки. 3) Мы взяли человек пять солдат и уехали рано утром. До десят
часов Шныряли по камышам и по лесу нет зверя. Эй не воротиться л
говорил я К чему упрямиться Уж видно какой задался несчастный день. (N
Лермонтов.)
Чтобы определить какую букву писать в суффиксе -Е или -И достаточно поставить существительное в родительный падеж. Если гласная
1) сохраняется в суффиксе - пишется -ИК ;
2) "выпадает" из суффикса - пишется - ЕК.
Например :
1) лучик , листики - (нет чего?) лучика , листиков .
Гласная в родительном падеже сохранилась - пишем - ИК.
2) пирожочек , человечек - ( нет чего?) пирожочка ; человечка
Гласная в родительном падеже "выпала" - пишем -ЕК.
Остальное задание в файле.
“В нескольких шагах от меня — на поляне, между кустами зеленой малины, стояла высокая стройная девушка в полосатом розовом платье и с белым платочком на голове; вокруг нее теснились четыре молодые человека, и она поочередно хлопала их по лбу теми небольшими серыми цветками, которых имени я не знал. В движениях девушки было что-то такое очаровательное, повелительное, ласкающее, насмешливое и милое, что я.. . кажется, тут же бы отдал все на свете, чтобы и меня эти прелестные пальчики хлопнули по лбу... ”
Описание Зинаиды свидетельствует об ее романтичности, юности; Владимир видит девушку среди зелени, в саду — это обнаруживает связь Зины с природой, гармоничность ее образа. Все в ней хорошо, и Владимир готов все отдать, чтобы и его “эти пальчики хлопнули по лбу”. Вокруг пока еще не знакомой главному герою девушки толпятся поклонники — видно, что Тургеневу она кажется загадкой, и он бы, может быть, покорился ее воле. Через некоторое время после знакомства Владимир влюбляется в Зинаиду. Чувство юноши очевидно: он пытается выделиться из массы поклонников перед ней, исполняет многие ее желания, которые Зинаида бессознательно высказывает; в конце концов, это лишь первая его любовь, и “что в душе, то и на лице”.
Зинаида видит эту любовь; она разрывается между Владимиром и его отцом, который также увлечен ею. Тургенев подчеркивает Зины понимать чужие переживания, ее рассудительность. Она хорошенько взвешивает ситуацию, прежде чем прийти к решению: стать любовницей женатого мужчины, разрушив его семью, или любить его сына, еще мальчика?
Тургенев передает и мучения перед выбором, подчеркивая ее человечность, искренность. “Все мне опротивело она, — ушла бы я на край света, не могу я это вынести, не могу сладить.. . И что ждет меня впереди!. . Ах, мне тяжело.. . боже мой, как тяжело! ”