Один фриц мне сказал: «Против нас были страшные солдаты: их не мог остановить никакой огонь, они бежали прямо на нас. Потом мне сказали, что это казахи. Я не знал прежде, что существует такой народ...». Фрицы многого не знали. Им говорили, что Россия - большая страна, но им не говорили, что в этой большой стране живут большие люди.
Казах Ирисов повел бойцов на бой. Они блокировали четыре вражеских дзота. Ирисов, раненый, вынес с поля боя сраженного пулей командира. «Иди в санчасть», - сказали Ирисову. Он ответил: «Нет. Иду воевать». Когда Ошим Коскабаев уезжал на фронт, его провожал весь кишлак. Отец Ошима, старый казах, сказал ему: «Помни, Ошим, какая у нас земля. Добрая земля, всего много: пшеница, хлопок, арбузы. Это, Ошим, твоя земля. Смотри, не отдай ее немцу». Ошим стал пулеметчиком. Был трудный день: немцы пошли в контратаку. Мин больше нет. Ошим крикнул: «Бей немца!» - и побежал навстречу врагам с винтовкой в руке. За ним ринулись товарищи. Штыком пырнул Ошим немецкого офицера. Четыре раза в тот день ходил Ошим врукопашную. Он переколол много немцев. Ошима ранило, товарищи говорили ему: «Коскабаев, надо идти в госпиталь». Ошим отвечал: «Не надо в госпиталь. Надо бить немца». И он остался в строю.
Так воюют джигиты!
Задания
1.Выпишите ключевые слова/словосочетание (не менее 5 слов)
[5]
2. Соотнесите героев рассказа с их действиями:
Герои рассказа Действия героя
Ирисов Побежал навстречу врагу
Остался в строю
Коскабаев Убил много немцев
Повел бойцов в атаку
Вынес раненного командира
[2]
3.Определите основную мысль текста
А) действие Ирисова
В) героизм и бесстрашие народа
Д) Россия - большая страна
Г) любовь к родине
Д) уничтожение врага [1]
4. «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком», - говорил И. Гете. На основе данной цитаты напишите эссе, выскажите собственное мнение о подвиге советского народа в годы войны. [7]
Критерий оценивания № задания Дескриптор
Обучающий
Определяет основную мысль
текста;
1 Записывает ключевые слова
5 (за каждое слово по )
2 Определяет действия 1 героя 1
Определяет действия 2 героя 1
3 Определяет основную мысль 1
Создает аргументированное высказывание на основе личных впечатлений и наблюдений 4
Пишет эссе, высказывает собственное мнение о подвиге 5
Приводит аргументы на основе афоризма о героизме 2
Московская осень стучится в окно. несклёванной веткой рябины и ветер недолог и сразу темно, ярче на башнях рубины.
Была та смутная пора когда Россия молодая в бореньях силы напрягая мужала гением Петра.
Творчество придумано для того,= чтобы красота земли призыв к борьбе. за счастье, радость и свободу широта человеческого сердца и сила разума преобладали над толпой.
Я спал долго, потому что когда была уже ночь.
Мы так увлеклись охотой что и не заметили как исчезло солнце и серый холодный сумрак спустился на землю.
Хотя фронт придвинулся к самому каналу, шестая батарея оставалась маленьким островком, до которого в полной мере не докатилась тяжёлая волна войны. (Яковлев Ю.)
1) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
13. Укажите предложение, где на стыке союзов (1) необходимо поставить запятую.
1) Я думаю, что (1)когда заключённые увидят лестницу, многие захотят бежать (М. Г.)
2) Он сказал, что (1) если будет свободен, то вечером придёт ко мне.
3) Я уже подумал, что (1) если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки (П.)
4) За огородом следовали крестьянские избы, которые (1 )хотя были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, но показывали довольство обитателей (Т.)
14. Прочитай текст.
(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
А) В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Сибири, занимающей две пятых Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
Б) Какое из данных слов пропущено в предложении №3?
Московская осень стучится в окно. несклёванной веткой рябины и ветер недолог и сразу темно, ярче на башнях рубины.
Была та смутная пора когда Россия молодая в бореньях силы напрягая мужала гением Петра.
Творчество придумано для того,= чтобы красота земли призыв к борьбе. за счастье, радость и свободу широта человеческого сердца и сила разума преобладали над толпой.
Я спал долго, потому что когда была уже ночь.
Мы так увлеклись охотой что и не заметили как исчезло солнце и серый холодный сумрак спустился на землю.
Хотя фронт придвинулся к самому каналу, шестая батарея оставалась маленьким островком, до которого в полной мере не докатилась тяжёлая волна войны. (Яковлев Ю.)
1) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
13. Укажите предложение, где на стыке союзов (1) необходимо поставить запятую.
1) Я думаю, что (1)когда заключённые увидят лестницу, многие захотят бежать (М. Г.)
2) Он сказал, что (1) если будет свободен, то вечером придёт ко мне.
3) Я уже подумал, что (1) если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки (П.)
4) За огородом следовали крестьянские избы, которые (1 )хотя были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, но показывали довольство обитателей (Т.)
14. Прочитай текст.
(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
А) В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Сибири, занимающей две пятых Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
Б) Какое из данных слов пропущено в предложении №3?
1) Постольку
2) Всегда
3) Сразу
4) Поэтому