Суммативное оценивание за раздел «Традиции и культура» 9 класс
Цель обучения 9.1.2.1 Определять основную мысль на основе микротем, выражая свое отношение
к услышанному
9.1.3.1 Пересказывать содержание текстов смешанного типа, творчески интерпретируя
информацию.
Прочитайте текст
Казахский народ свято чтит унаследованные от предков обычаи и традиции.
Основной традицией казахов, со временем трансформировавшейся в особенность национального характера, является гостеприимство. В казахском обществе существует неофициальный закон, и озвучен он еще в глубокой древности. Он гласит: встречай гостя как посланника Бога.
Гостеприимство в казахском обществе считается священной обязанностью. Во все времена степняки делали все возможное, чтобы угодить гостю. Поэтому каждый путник, отправляясь в дорогу, знал, что его радушно встретят в любом уголке казахской земли.
Уважительное отношение к старшим – еще одна положительная черта казахского народа. Традиционно ребенка с «младых ногтей» обучают сдержанности и добропорядочности при общении со взрослыми, умудренными жизненным опытом людьми.
С течением времени любой народ может терять или трансформировать те или иные обычаи и традиции, что происходит и в казахском обществе. Однако основные обычаи, отражающие обобщенные нормы и принципы общественных отношений, не только дошли до наших дней, но и соблюдаются почти в неизменном виде.
Задание 1. Заполните таблицу:
Основная проблема
Идея прослушанного текста
Авторская позиция
Задание 2. Согласны ли вы с позицией автора текста? Обоснуйте собственное мнение
Задание 3. Составьте план текста
Задание 4. Сформулируйте 2 вопроса высокого порядка и 2 низкого порядка по тексту
Задание 5. Выпишите 1 сложносочиненное предложение, найдите грамматические основы и укажите средство связи.
Критерий оценивания
Дескриптор
Обучающийся
Определяет основную мысль текста
определяет основную проблему, поднимаемую в тексте;
1
формулирует идею текста;
1
Выражает свое отношение к услышанному
Определяет авторскую позицию; выражает свое согласие/несогласие с позицией автора;
1
аргументирует собственную позицию;
1
Работает с содержанием текста
Составляет план
1
формулирует 2 вопроса высокого порядка по тексту;
1
формулирует 2 вопроса низкого порядка по тексту;
1
Находит ССП
Находит и выписывает ССП
1
Находит грамматическую основу
1
Всего
9
Безударный гласный в корне слова можно проверить двумя
Первый заключается в подборе однокоренных слов.
В этом случае в неударяемом слоге корня пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова.
Например: ползкОм - пОлзать, теснотА - тЕсный, колОсья - кОлос, датИровать - дАта, трясИна - трЯский, рискнУть - рИск, солИть - сОль.
При подборе однокоренных слов необходимо учитывать лексическое значение слов, то есть важно правильно подбирать однокоренные слова, такие слова, которые имеют один и тот же смысл.
Например: примерять наряд - от мЕрить, а примирять товарищей - от мир; наколи на булавку (бабочку) - от кОлкий, анакали утюг - от накАл; увядал цветок - от увЯдший, а увидал цветок - от вИдеть.
Хочу предостеречь от серьёзной ошибки, которую часто допускают при проверке безударной гласной в корне. Ни в коем случае нельзя проверять гласные а - о в безударных корнях глаголов совершенного вида глаголами несовершенного видана -ывать (-ивать).
Например: глагол проглотить нужно проверять словом глОтка, а не глаголом проглАтывать; опоздать - пОздно, но неопАздывать.
Второй проверки безударных гласных в корне заключается в изменении формы слова.
Например: коза - кОзы; пятно - пЯтна, пЯтен, пЯтнам; семья - сЕмьи, сЕмьям; вода - вОды, вОдами.
В русском языке есть очень много корней с чередующимися гласными , которые пишутся в разных случаях по-разному. Например, корни кас-кос, мир-мер, стел-стил, клон-клан и много-много других. Этот список и правила правописания таких корней нужно знать наизусть.
Также в русском языке есть слова с непроверяемой гласной в корне. К ним невозможно подобрать проверочные слова, чередующихся гласных в корнях этих слов тоже нет, так что их правописание следует проверять по орфографическим словарям, а потом просто запоминать.
1) Выпишите слова, в котором букв больше, чем звуков:
тень, счастливый
2) Найдите в предложении слово, у которого нет окончания:
Слева
3) Выпишите слова с чередующейся гласной в корне:
ВыРАСТать, разБИРать
Прочитайте текст и выполните задания 4 - 10
(1)Весна голосов… (2)Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. (3)Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок. (4)В светлых березняках – теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. (5)Под снегом в лощине булькает вода, всюду журчат быстрые ручейки. (6)Я присел на пенек, слушаю звуки весны и радуюсь её приходу.
4) Определите основную мысль текста. В каком предложении она выражена?
В предложении № 1 - Весна голосов
5) Найдите в тексте сложное предложение. Напишите его номер.
Это № 5 - (5)Под снегом в лощине булькает вода, всюду журчат быстрые ручейки.
6) Начертите схему третьего предложения:
(3)Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок.
Здесь однородные члены: О , О
7) Из предложения 6 выпишите глагол совершенного вида:
присел
8) Выпишите из текста 2 слова, которые состоят только из корня и окончания:
весна, кричит, ворона, вода, журчат
9) Запишите антоним к слову радуюсь (предложение 6):
печалюсь
10) Выполни один из указанных видов разбора (на выбор):
Присел(3) - глагол
Н.ф. - присесть
Пост. признаки: соверш. вид, 1 спр.
Непост. признаки: в изъявит. наклон., в вр., в ед.ч., в муж. роде, лица нет
Я (что сделал?) присел (сказуемое)
Объяснение: