Сжатое изложение вот этого текста! нужно с молодых лет кустодиев плакался о силе воли — главном, “чего и недостает мне”. он себя не знал. пришла большая беда, злым коршуном налетела, согнула до земли, а он выпрямился. растоптала было, а он встал, встал и удивился: “просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо и горы”. < > человек с парализованными ногами, опутанный болью, сумел вырваться из себя, прикованного к креслу-каталке, ринуться в поток могучего творческого порыва и взлететь. а по ночам снились кошмары: черные кошки раздирают позвоночник. вот какая приходила боль — черная. на грани жизни и смерти понял только в работе. с той поры кустодиев трудился исступленно: по двенадцать часов в что говорить о мужестве, о силе воли, о героизме, когда к нему, калеке, друзья приходили в горькую для себя минуту, чтобы “ запас бодрости, умиления и веры в жизнь”. кустодиева называли “невероятным явлением”. портрет шаляпина написан единым напряжением воли. кустодиев сам сконструировал при на потолке блок, через него веревка с грузом, вот и верти полотно в любом направлении, ближе к своему креслу, дальше, в приходилось работать, задрав голову кверху. два с половиной месяца отданы портрету. когда закончил, удивился: “да я ли смог? ” портрет написан в трудные для искусства двадцатые война, голод, разруха. жесткое, неустоявшееся время, которому, впрочем, искусство было необходимо, как хлеб, оружие. и шла опера в стынущем зале, и, греясь от печки-буржуйки, недоедая, писал кустодиев свой лучший портрет. в портрете-картине художник изобразил и свою страну детства. навсегда остались с ним карусели, шары, , шарманка, нырянье под пестрый астраханский мир. даже болезнь не превратила художника в солидного взрослого. когда принесли показать театральные марионетки, играл с куклами, как ребенок. страна детства была родной и шаляпину. тому ничего не стоило, например, придя в гости, встать на четвереньки и медведем зарычать на перепуганную артист приходил к кустодиеву, они вспоминали волгу, которую любили трепетно и на которой выросли, певали волжские песни. портрет написан как воспоминание, знак общей памяти и душевной щедрости. замечали в шаляпине особенную нежность, когда он заговаривал о художнике. был он верным товарищем: таская немощного на руках с четвертого этажа, добывая машину, привозил в театр и снова, на руках — в сам приход шаляпина — праздник для художника. врывался огромный, распашистый, насыщенный музыкой и красками поэму о человеке творящем, воспоминание о детстве, крик преодолеваемой боли, гордость свершения — все это соединил в себе портрет.
С молодых лет Кустодиев плакался о силе воли. Но пришла большая беда, а он выпрямился. Работая над портретом Шаляпина, он сумел побороть отчаяние даже когда был парализован, несмотря на то, что даже друзья не верили в него.
Портрет был написан в тяжелые времена, но художник очень любил свое произведение.