T 14
16. 1) Прочитайте фрагмент, извлечённый из текста предыдущего
упражнения. Определите, какую часть этого текста он дополняет.
В самом языке оснований для разграничения букв-дуб-
летов не было, нужно было просто запомнить, зазубрить, где
какую букву писать, и это, конечно, усложняло усвоение гра-
моты. Например, буква в писалась там, где теперь пишем е,
но только в некоторых словах. Писали: дерево, деньги, де-
сять, но дѣдъ, дѣти, дѣло; прощеніе сожалѣніе, моей
слабkй. Чтобы заучить, где писать ѣ, прибегали кухищрени-
ям. Для лучшего запоминания придумывали рассказы, стиш-
ки, состоящие из слов сѣ; например, самый популярный:
«Бѣдный, бѣлый, блѣдный бѣсъ побѣжалъ поспѣшно в
лѣсъ».
Были пословицы, отражающие тяжёлую участь школя-
ров: «От фиты подвело животы», «Фита да ижица — клени-
вому плеть движется». Ещё в XVIII веке учёные, в том числе
В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, отмечая недостатки
русской орфографии, признавали необходимым избавиться
от лишних букв.
(С. Кузьмина)
CO-
2) Какая информация Основная или дополнительная
держится в прочитанном фрагменте? Какую роль он выполняет в тек-
сте?
3) Перечитайте текст упражнения 15, включив в него недостаю-
щий фрагмент.
4) Составьте план получившегося текста и перескажите его.
Орфограмма "Правописание парных согласных в корне слова" требует проверки:
1. Звонкий парный согласный оглушается в конце слова:
дуб [дуп] - дубы, морковь [маркоф'] - морковный, свеж [св'эш] - свежий.
2. Звонкий парный согласный оглушается перед глухим согласным:
коробка [каропка] - коробочка, стрижка [стр'ишка] - стрижен.
3. Глухой парный согласный озвончается перед звонким согласным:
проз'ба] - просить, сдобный [здобный] - не проверяется.
Для проверки нужно подобрать родственное слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный звук или сонорный согласный (л, м, н, й).
Если орфограмму нельзя проверить, то ее написание нужно запомнить или обратиться к орфографическому словарю:
автобус, вокзал, рюкзак, анекдот, зигзаг, футбол и др.
Орфограмма "Правописание приставок с парными согласными" изучается в средней школе и подчиняется другим правилам.
урожай - исторически от РОДить. Однокоренное - уроженец
солома - историческое полногласие ОЛО. Однокоренные - соломенный, соломинка
багаж - древнескандинавское багги - узел. Однокоренные - багажник, багажный.
пассажир - исторически пассе - проезжать, проходить. Однокоренные - пассажирский, пассажирка.
велосипед - исторически велокс - быстрый и педис - нога (французский). Однокоренные - велосипедный, велосипедист.
память - историческое чередование МИН-МЯ (память-поминать). Однокоренные -памятный, памятник
лопата - от слова ЛАПА или ЛОПА. Однокоренные - лопатка, лопаточка
блокнот - к сожалению, не помню. Однокоренные - блокнотик, блокнотный.
газета - от названия серебряной венецианской монеты. Однокоренные - газетный, газетчик.
колокол - от греческого калкун - бить (Здесь неполногласие АЛ заменилось ОЛО). Однокоренные - колокольчик, колокольня.
корова - от крава (рогатый. Тоже РА заменилось полногласным ОРО). Однокоренные - коровник, коровушка.
огород исторически от ГОРОДить (Сравни, ограда - РА на ОРО). Однокоренные - огородник, огородный.
огурец - у греков агурос, еще раньше огур - неспелый. Однокоренные - огуречный, огурчик.
молоко - это очень старое слово. Историческое полногласие ОЛО (сравни, млечный). Однокоренные - молочник, молочко.
аппарат - от латинского аппаратус - оборудование. Однокоренные - аппаратный, аппаратчик, радиоаппаратура
аппетит - из французского - желание. Однокоренные - аппетитный, аппетитность.
гвоздика - говорят, своей формой этот цветок похож на гвоздь старой ручной ковки, откуда и русское название. Однокоренные - гвоздичный, гвоздичка.
горох - полногласие ОРО, (от слова тертый). Однокоренные - гороховый, горошинка .