1. Определите, в каких предложениях есть причастный оборот:
1) Ожил лес, /покрытый дымкой молодой зелени/. ПО
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
2) Дорога белела, /освещённая месяцем/.ПО
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
3) Машина долго кружила по улицам, /похожим на сады/. ОО
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
4) Пустынный двор, /разрезанный оврагом/, зарос бурьяном из конца в конец.ПО
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
5) Пахучая ветка, по-тепличному безжизненная, склонилась на край стакана.ОО
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈ ОТВЕТ: 1,2,4.
2. Укажите предложения, в которых есть обособленные определения:
1) В небе ясно блестели /небрежно насыпанные/ звёзды.// ПО перед опред.словом
2) Слепит глаза морозный, жгучий день, /рассыпавший скрипучие сугробы. ОО+ПО
Морозный, жгучий – однородные одиночные обособленные определения (жгучий о мороза, жгучий, потому что морозный). Рассыпавший скрипучие сугробы – ПО после опред.слова, обособляем.
3) Зловещий вой, /пронзительный и наглый/, разрезал небо надвое. ОО
4) Заросшая просёлочная/ дорога жалась к реке.
Неоднородные согласованные одиночные определения не обособляются.
5) /Весенней негой утомлён/, я впал в невольное забвенье.
Обстоятельство причины ОТВЕТ: 1,2,3. 3. Определите, в каких предложениях одиночное определение нужно обособить:
1) Белые звёзды мигают в реке.
2) Отставшие льдины стукались о борт корабля.
3) Звёзды, ясные, отражаются в реке. /определение имеет обстоят. Значение причины./
4) Плачет, бедная, без устали она. /гл.слово – личное мест./
5) На кого вы меня, старого, покинули? /гл.слово – личное мест./ ОТВЕТ: 3,4,5.
4.Укажите предложения, в которых нет пунктуационных ошибок:
1) Насыщенные холодом тучи ползли над Царицыном.+
2) Разморённые жарой, люди двигаются медленно, вяло.+
3) Дружбой сильна молодость наша, борьбе за мир верна.-
4) Опытный и осторожный, Усольцев отучил Андрея от пренебрежения к деталям.+
5)Полный раздумья, шёл я однажды по большой дороге.-
ответ: 1,2,4.
5. Укажите, в каких предложениях нужно поставить запятую перед союзом И:
1) В большой корзине кот сидел, подушками обложенный, и подозрительно глядел на прут в руке Серёжиной.
2) Он мельком вспомнил о матери и, пронизанный горячим уколом боли, с усилием отогнал мысль о ней.
3) Меня брало нетерпение скорее попасть к своим, и я еле сдерживал шаг.
4) Голова перестала шуметь, и холодной росой покрылся лоб.
5) Тоня сбежала по сходням и смелым прыжком прыгнула прямо в толпу друзей.
ответ: 1,3,4.
6. Определите, в каких предложениях есть обособленное приложение:
1) Старик Зданевич, бывший преподаватель гимназии, занимался французским языком с несколькими недорослями.
2) В квартире паровозного машиниста Гладышева было людно и шумно.
3) В этом городе (Тарусе) жил незадолго до смерти замечательный поэт Заболоцкий.
4) Живёт у нас корабельный врач, быстрый и строгий старик, большой знаток музыки, обладатель большой исторической библиотеки.
5) Николай Николаевич больше всего любит щеглов, разноцветных и нарядных птиц, похожих издали на порхающие цветы.
ответ: 1,4,5.
7.Выясните, в каких предложениях приложение выделяется при дефиса:
1) Этим летом поехал я в Тарусу – тихий городок на Оке.
2) Живёт в нём слесарь Яков Степанович – изобретатель и поэт в душе.
3) Яков Степанович – человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела.
4) Есть столяр Николай Никитич – знаток птиц.
5) Его клетки – это просто птичьи дворцы с мезонинами, антресолями и балкончиками.
ответ: 1, 2, 4.
8. Определите, в каких предложениях приложение присоединяется дефисом:
1) В реке начали брать шелесперы - серебряные и сильные рыбы.
2) Под тёмно-зелёными листьями водорослей плавали жуки-плавунцы.
3) Особенно была хороша сверкающая сверху донизу королева сосна.
4) Был конец декабря - самое грустное время в деревне.
5) Пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид.
ответ: 2,5
9.В каких предложениях нет пунктуационных ошибок:
1) В 1961 году первый человек, лётчик Гагарин, облетел на космической ракете вокруг Земли.
2) Учитель и писатель Дмитрий Гулиа – просветитель Абхазии - создал абхазскую письменность и открыл первый передвижной театр на арбах.
3) Брат Кирилла Илья уже второй год жил в Париже и подружился там с Пикассо.
4) Старший из них, Миша, учился, с нами в одном классе.
5) Он медлит с ответом, мечтатель- хохол.
ответ: 2,3.
10.Укажите, в каких предложениях есть причастный оборот, стоящий после определяемого слова:
1) Сосновый лес, таинственно высок, темнеет над песчаною грядою.
2) Гляжу в задумчивом покое на куст, склонённый над рекою.
3) Трава, примятая ногой, ласково шуршит.
4) Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветви берёз.
5) По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. ответ: 2,3. 11. Определите, в каких предложениях союз И связывает однородные члены:
1) Хлопнул флаг и пополз вниз по мачте.
2) Штурман заветную карту берёт и видит синь океанов.
3) Снова море в огне небывалом, и на Балтике снова весна.
4) Гаврик ловко развязал и поднял новый четырёхугольный парус.
Я не разу не варила кашу, да и особенно маную. Но как на зло мама забыла приготовить мне обед. И я решила сама её сварить! Сначало я достала куленарную книгу которая хнилась в мамином шкафу. Там я нашла в содержание "как сварить маную кашу". Открыв страницу решила принется за дело. По рецепту я взяла из шкафа манку, достала молоко, сахар. Налила в кастрюлю полную молока, высыпала весь сахар, манки. Думала что так будет вкусней. И оставила варится. Прихожу через 10 минут а маной каши нет! Смотрю на плиту а она вся там! Наверное убежала пока я делала уроки!
1. Определите, в каких предложениях есть причастный оборот:
1) Ожил лес, /покрытый дымкой молодой зелени/. ПО
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
2) Дорога белела, /освещённая месяцем/.ПО
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
3) Машина долго кружила по улицам, /похожим на сады/. ОО
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
4) Пустынный двор, /разрезанный оврагом/, зарос бурьяном из конца в конец.ПО
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
5) Пахучая ветка, по-тепличному безжизненная, склонилась на край стакана.ОО
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈
ОТВЕТ: 1,2,4.
2. Укажите предложения, в которых есть обособленные определения:
1) В небе ясно блестели /небрежно насыпанные/ звёзды.// ПО перед опред.словом
2) Слепит глаза морозный, жгучий день, /рассыпавший скрипучие сугробы. ОО+ПО
Морозный, жгучий – однородные одиночные обособленные определения (жгучий о мороза, жгучий, потому что морозный). Рассыпавший скрипучие сугробы – ПО после опред.слова, обособляем.
3) Зловещий вой, /пронзительный и наглый/, разрезал небо надвое. ОО
4) Заросшая просёлочная/ дорога жалась к реке.
Неоднородные согласованные одиночные определения не обособляются.
5) /Весенней негой утомлён/, я впал в невольное забвенье.
Обстоятельство причины
ОТВЕТ: 1,2,3.
3. Определите, в каких предложениях одиночное определение нужно обособить:
1) Белые звёзды мигают в реке.
2) Отставшие льдины стукались о борт корабля.
3) Звёзды, ясные, отражаются в реке. /определение имеет обстоят. Значение причины./
4) Плачет, бедная, без устали она. /гл.слово – личное мест./
5) На кого вы меня, старого, покинули? /гл.слово – личное мест./
ОТВЕТ: 3,4,5.
4.Укажите предложения, в которых нет пунктуационных ошибок:
1) Насыщенные холодом тучи ползли над Царицыном.+
2) Разморённые жарой, люди двигаются медленно, вяло.+
3) Дружбой сильна молодость наша, борьбе за мир верна.-
4) Опытный и осторожный, Усольцев отучил Андрея от пренебрежения к деталям.+
5)Полный раздумья, шёл я однажды по большой дороге.-
ответ: 1,2,4.
5. Укажите, в каких предложениях нужно поставить запятую перед союзом И:
1) В большой корзине кот сидел, подушками обложенный, и подозрительно глядел на прут в руке Серёжиной.
2) Он мельком вспомнил о матери и, пронизанный горячим уколом боли, с усилием отогнал мысль о ней.
3) Меня брало нетерпение скорее попасть к своим, и я еле сдерживал шаг.
4) Голова перестала шуметь, и холодной росой покрылся лоб.
5) Тоня сбежала по сходням и смелым прыжком прыгнула прямо в толпу друзей.
ответ: 1,3,4.
6. Определите, в каких предложениях есть обособленное приложение:
1) Старик Зданевич, бывший преподаватель гимназии, занимался французским языком с несколькими недорослями.
2) В квартире паровозного машиниста Гладышева было людно и шумно.
3) В этом городе (Тарусе) жил незадолго до смерти замечательный поэт Заболоцкий.
4) Живёт у нас корабельный врач, быстрый и строгий старик, большой знаток музыки, обладатель большой исторической библиотеки.
5) Николай Николаевич больше всего любит щеглов, разноцветных и нарядных птиц, похожих издали на порхающие цветы.
ответ: 1,4,5.
7.Выясните, в каких предложениях приложение выделяется при дефиса:
1) Этим летом поехал я в Тарусу – тихий городок на Оке.
2) Живёт в нём слесарь Яков Степанович – изобретатель и поэт в душе.
3) Яков Степанович – человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела.
4) Есть столяр Николай Никитич – знаток птиц.
5) Его клетки – это просто птичьи дворцы с мезонинами, антресолями и балкончиками.
ответ: 1, 2, 4.
8. Определите, в каких предложениях приложение присоединяется дефисом:
1) В реке начали брать шелесперы - серебряные и сильные рыбы.
2) Под тёмно-зелёными листьями водорослей плавали жуки-плавунцы.
3) Особенно была хороша сверкающая сверху донизу королева сосна.
4) Был конец декабря - самое грустное время в деревне.
5) Пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид.
ответ: 2,5
9.В каких предложениях нет пунктуационных ошибок:
1) В 1961 году первый человек, лётчик Гагарин, облетел на космической ракете вокруг Земли.
2) Учитель и писатель Дмитрий Гулиа – просветитель Абхазии - создал абхазскую письменность и открыл первый передвижной театр на арбах.
3) Брат Кирилла Илья уже второй год жил в Париже и подружился там с Пикассо.
4) Старший из них, Миша, учился, с нами в одном классе.
5) Он медлит с ответом, мечтатель- хохол.
ответ: 2,3.
10.Укажите, в каких предложениях есть причастный оборот, стоящий после определяемого слова:
1) Сосновый лес, таинственно высок, темнеет над песчаною грядою.
2) Гляжу в задумчивом покое на куст, склонённый над рекою.
3) Трава, примятая ногой, ласково шуршит.
4) Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветви берёз.
5) По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок.
ответ: 2,3.
11. Определите, в каких предложениях союз И связывает однородные члены:
1) Хлопнул флаг и пополз вниз по мачте.
2) Штурман заветную карту берёт и видит синь океанов.
3) Снова море в огне небывалом, и на Балтике снова весна.
4) Гаврик ловко развязал и поднял новый четырёхугольный парус.
5) Играло радио, и его голос разносился по степи.
ответ: 1, 2, 3.
Я не разу не варила кашу, да и особенно маную. Но как на зло мама забыла приготовить мне обед. И я решила сама её сварить! Сначало я достала куленарную книгу которая хнилась в мамином шкафу. Там я нашла в содержание "как сварить маную кашу". Открыв страницу решила принется за дело. По рецепту я взяла из шкафа манку, достала молоко, сахар. Налила в кастрюлю полную молока, высыпала весь сахар, манки. Думала что так будет вкусней. И оставила варится. Прихожу через 10 минут а маной каши нет! Смотрю на плиту а она вся там! Наверное убежала пока я делала уроки!