Текст 1.
(1) Космос и окрестности Солнечной системы насыщены большим количеством «небесного мусора». (2) Он представляет собой обломки твердых пород, подобных камню, куски льда и замороженных газов. (3) Это могут быть непредсказуемые члены Солнечной системы астероиды или кометы, которые вращаются вокруг Солнца по сложным орбитам. (4) Такие небесные объекты каждый день бомбардируют Землю, и только благодаря атмосфере они чаще всего сгорают, не долетая до поверхности планеты.
(5) Подсчитали, что за всю историю человечества едва ли наберется несколько случаев, когда «небесный камень» непосредственно попадал в человека, убив его. (6) Но есть тела, достаточно большие или движущиеся с колоссальной скоростью, не успевающие полностью сгореть, которые при ударе о земную поверхность вызвать огромные разрушения.
(7) Доказано, что космический объект размером с легковой автомобиль может разрушить целый город, оставив после удара кратер диаметром десять километров.
(8) Хорошо сохранившийся кратер находится в Аризоне (США). (9) Образовался 5000 лет назад и до сих остается самым крупным из существующих на земле (диаметр воронки 1200, а глубина 200 метров). (10) Более крупные и древние кратеры, разрушенные эрозией, различимы только из космоса.
(По Н.Н.Непомнящему)
Прочитайте текст и выполните задания.
1. Из предложений текста выпишите наречие в превосходной степени.
2. Из предложений 5-8 выпишите все союзы.
3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ДЕСЯТЬ КИЛОМЕТРОВ в предложении 7?
4. Из предложения 6 выпишите словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.
5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?
1) он представляет (предложение 2)
2) наберется несколько случаев (предложение 5)
3) тела вызвать (предложение 6)
4) объекты бомбардируют и сгорают (предложение 4)
6. Среди предложений 1-6 найдите предложения, в которых сказуемое составное именное. Напишите номера этих предложений.
7. Укажите верную характеристику предложения односоставное, неопределенно-личное двусоставное, неполное
3) сложное сложносочиненное односоставное, осложнено однородными сказуемыми
8. Среди предложений текста найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределенно-личное. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений текста найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.
10. Среди предложений 1-7 найдите предложение с необособленным рас приложением. Напишите номер этого предложения.
11. Найдите в тексте сложное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.
12. Среди предложений 1-8 найдите предложение, связанное с предыдущим при указательного местоимения и синонима. Напишите номер этого предложения.
1. Схема предложения:
(Когда она мимо нас), от нее повеяло тем неизъяснимым ароматом, (которым дышит иногда записка милой женщины).
В) ( ), [ ], ( ) .
2. Схема предложения:
(И когда он уже умирал), к нему прилетела белая лебедь, (которая его от смерти и принесла на берег озера).
E) ( ), [ ], ( ).
3. Схема предложения
(Когда Калша батыр очнулся однажды на рассвете), рядом с ним стояла белоликая девушка, (которая раньше была лебедем).
В) ( ), [ ], ( ).
4. Вид подчинения:
(Когда у меня в руках новая книга), я чувствую, (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное).
E) Неоднородное.
5. Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением:
А) Никто не подозревал, (что в скромном молодом французе таился грозный разбойник), ()коего имя наводило ужас на всех окрестных владельцев.
6. Если в предложении первое придаточное относится к главному, а второе придаточное к первому и т. д., то это
В) Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.
7. Схема предложения:
Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами о том, (что для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия), (среди которых живут люди).
С) [ ], ( ), ( ).
8. Предложение с последовательным подчинением:
А) Сложноподчиненное предложение, где первое придаточное относится к главному, второе придаточное относится к первому и т.д.
9. Количество пропущенных знаков препинания.
До этого счастья никто не мог добраться(1) потому что не было такой силы(2) которая смогла бы открыть его бутон.
В) 2.
10. Если в предложении два и более придаточных одного типа присоединяется к одному главному, то это
А) Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением.
Весело звенят капели, радуются весеннему солнышку воробушки и синицы, пережившие зимние холода» Тающие сосульки смотрят с крыши вниз, никак не решат: прыгать, не прыгать.. .Можно пускать бумажные кораблики по быстрому ручью во дворе.
Наступила весна. Сквозь низко нависшие тучи стало проглядывать голубое чистое небо. Таким прозрачно-синим оно может быть только весной. По земле побежали звонкие ручейки. Сначала их было мало, но с каждым днем они все чаще и чаще прорезали лед своими струйками. Пение ранних пташек и звонкая all so ch . ru 2001 2005 капель с крыш заполняют мир, весенняя музыка приходит на смену долгому зимнему молчанию и завыванию ветра. Все приходит в движение: суетятся на ветках птицы, весело капают с карнизов жемчужинки. Снег еще прячется в темных углах, не хочет понять, что с каждым часом сугробы становятся меньше, не укрыться им от теплого, долгожданного солнышка. Дни становятся длиннее и светлее. Радуются наступающей весне и люди.
На лицах все чаще появляются улыбки, теперь не страшно выходить на улицу: не закружит тебя вьюга, не засыпет снегом глаза. Больше всего радуются весне ребята. Можно снять тяжелые шубы, надеть резиновые сапоги и весело ходить по лужам, пускать кораблики.
Вскоре из-под земли выглянут первые робкие зеленые травинки, набухшие почки на деревьях лопнут, и появятся изумительные зеленые листочки. На смену белому и серому приходят зеленый и голубой цвета. Весна пришла!