Текст 1
(1)Редко в каком городе нет сейчас водопровода. (2)Каждый из нас
тратит в день вёдер десять−двенадцать воды. (3)А в старину житель такого
города, как Париж, расходовал только одно ведро воды. (4)Вот и
посчитайте, часто ли он мог мыться и много ли он тратил воды на стирку
белья и уборку комнат… (5)Да и немудрено, что воды тратили мало:
водопроводов тогда не было. (6)Кое-где на площадях были колодцы, и воду
приходилось таскать вёдрами.
(7)Бельё парижанин менял редко: раз в месяц или два. (8)Тогда
думали не о том, чтобы рубашка была чистая, а о том, чтобы кружева на
манжетах были подороже. (9)Носовой платок тоже появился совсем
недавно. (10)Ему всего только лет двести−триста. (11)Среди самых важных
и знатных людей немало было таких, которые считали носовой платок
ненужной роскошью.
(12)Канализации не было. (13)В Париже выливали прямо на
улицу из окон. (14)Грязная вода стекала в канаву, вырытую посреди улицы.
(15)Неудивительно, что в старину люди болели гораздо чаще, чем сейчас.
(16)Никто не знал тогда, что, где грязь, там и зараза. (17)Случалось, что
целые города вымирали от страшных болезней – чумы, чёрной оспы.
(18)Что же сделало нас здоровее и крепче? (19)Водопроводный кран, кусок
мыла, чистая одежда.
(По М. Ильину)
1. Определите основную мысль текста. В каких предложениях
наиболее точно раскрывается основная мысль текста.
2. Почему люди в старину тратили мало воды? Какой факт
свидетельствует этому?
3. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 15-19
текста. Запишите ответ.
4. В предложениях 13-15 найдите слово со значением «то, что было
давно, старинный обычай». Выпишите это слово.
5. В предложениях 4-5 найдите антоним к слову «редко» и выпишите
его.
— Да, я не был тогда у председателя, — отвечал Собакевич.
— А прекрасный человек!
— Кто такой? — сказал Собакевич, глядя на угол печи.
— Председатель.
— Ну, может быть, это вам так показалось: он только что масон, а такой дурак, какого свет не производил.
Чичиков немного озадачился таким отчасти резким определением, но потом, поправившись, продолжал:
— Конечно, всякий человек не без слабостей, но зато губернатор какой превосходный человек!
1) Дамба, построенная из больших каменных блоков, защищала пристань от прибоя. - Предложение с П/О(причастным оборотом) , стоящим в середине предложения после О/С (опредедяемого слова) .
2) Ребята,задумавшись, шли молча. - Предложение с деепричастием, стоящим в середине предложения.
3) Иван, не переминайтесь с ноги на ногу, отвечая у доски. – Предложение с обращением и деепричастным оборотом.
4) Сквозь ветви сосен, почти сомкнувшихся над дорогой, осторожно проглядывала бледноватая луна. – Предложение с причастным оборотом, стоящим в середине предложения.
5) По дальней кромке поля катился медленно , приближаясь к сосновому лесу, автобус. – Предложение с деепричастным оборотом, стоящим в середине предложения.
6) Кузьмин тоже вошёл в лодку и, упираясь ногой в сиденье, оттолкнулся веслом от берега. –Предложение с деепричастным оборотом, стоящим в середине предложения.
7) Воет, свистит порывистый ветер, бросая в лицо колючие хлопья снега.–Предложение с однородными сказуемыми и деепричастным оборотом.
8) Сквозь редкие сосны я видел небольшие просветы, пухлые шапки пушистого снега, лежавшего на деревьях. – Предложение с однородными членами и причастным оборотом.