Текст
1.На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. 2.Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. 3.Без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. 4.Говорят, что наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке.
5.Каких только солонок не выдумывали русские мастера: в виде уточек, коробочек с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. 6.Например, для Русского Севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). 7.Вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой. 8.Спинку и часть хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли, а затем выпиленную часть возвращали на место. 9.Около хвоста отверстия, в которые вставляли круглый стержень – вертлюг. 10.Когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки.
11.В Верхнем и Среднем Поволжье были очень рас нарядные солонки, по форме напоминавшие кресла. 12.За столетия мастера выработали особый тип крышки на вертлюге для солонки-кресла. 13.Такая крышка вращается на двух вертлюгах, вставленных в подлокотники солонки. 14.Она легко откидывается и упирается в спинку солонки, которая служит ручкой. 15.Крышки и спинки солонок-кресел красочно расписывали (ещё одно свидетельство особого отношения мастеров к солонке), и эта чудесная яркая роспись до сих пор сохранилась в некоторых крестьянских домах Поволжья. 16.А солонка и сейчас всегда наготове держит перед нами соль – и ей за это…
Задания к тексту
1. Определите и запишите основную мысль текста (что хотел сказать автор читателю?).
2. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
3. Почему, по мнению автора, без деревянных расписных солонок на Руси не обходилось ни одно праздничное торжество?
4. Определите и запишите лексическое значение слова «отводили» из предложения 10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
5. Определите синтаксическую окраску слова «издревле» из предложения 2, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
6. Объясните и запишите значение фразеологизма «задирать нос». Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Анализируя образ жизни и поведение современной молодежи, как пример человеческой силы можно привести противостояние многочисленным соблазнам, подстерегающим на каждом шагу. Легкие деньги, алкоголь, наркотики, курение и прочие атрибуты «бурной молодости» не приносят человеку ничего хорошего, никак не становлению молодого человека, как личности, напротив, провоцируя деградацию поколения. Однако, есть исключения, девушки и молодые люди, которые, несмотря на соблазны, придерживаются здорового образа жизни, занимаются спортом и саморазвитием, создавая тем самым прочную подоплеку своей будущей жизни. Таких людей смело можно назвать сильными личностями.
Рассуждая на тему силы, нельзя не упомянуть людей, которые побороли тяжелые недуги, такие, как рак и прочие трудноизлечимые болезни. Нужна огромная сила духа, чтобы не потерять веру в успех лечения, не сдаться и, не опустив рук, продолжать борьбу за собственную жизнь. Обобщая понятие «сильного человека» можно сказать, что силен тот, кто не боится жизненных трудностей, стойко терпит поражения, смело преодолевает преграды, падая, поднимается и продолжает идти к своей цели. Силен тот, кто, не поддаваясь соблазнам, строит свою жизнь согласно собственному сценарию. Сильные духом люди также мотивировать окружающих им поверить в себя и свою внутреннюю силу.
2)Местоимение-существительное – это часть речи, указывающая на предмет и выражающая значение указания в морфологических категориях падежа (последовательно) , числа и рода (непоследовательно)
2)Местоиме́ние — самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики и указывающая на них, их отношение к иным предметам, явлениям и т. д. Изменяется по родам, числам и падежам.