Текст
(1) Никто в русской литературе не мог лучше Ахматовой простым и сдержанным словом выразить экстремальное душевное состояние.
(2) Это удивительное свойство её стихотворений обнаружилось ещё в десятые годы, в знаменитом “Смятении”, например (
3) Ахматова сделала, казалось бы, невозможное: выразила немоту…
(4) Выражение невыразимого – задача, не решаемая с привычного к горю простого и сдержанного слова Ахматовой. (
5) Ясная логика и классический строй её стиха резко прерываются, размер нарушается.
6) Лирическая героиня не может говорить от горя.
7) Однако Ахматова продолжает жить и творить.
8) Её слово вновь обретает классические размеры и благородную ясность.
9) Благодаря чему?
(10) Она получает право на слово как обязанность: она призвана сказать от имени всего “стомиллионного народа”.
11) Она должна свидетельствовать.
12) И Ахматова начинает свидетельствовать – с опорой на традицию, на мировую культуру. (
13) Три древние традиции – народно-песенная, поэтическая и христианская лирической героине “Реквиема” выстоять в неслыханном испытании. (14) “Реквием” завершается преодолением немоты и безумия.
15) Завершая “Реквием”, Ахматова утверждает победу человека над ужасом и оцепенением, победу памяти… (По М.Свердлову.)
Задания к тексту:
1. Выпишите из предложения 5 по одному словосочетанию с каждым видом подчинительной связи, укажите вид.
2. Среди предложений 4–6 найдите простое с составным глагольным сказуемым, укажите его номер.
3. Укажите номер простого нераспространённого и неосложнённого предложения.
4. Среди предложений 10–15 найдите предложение с обособленным обстоятельством, укажите его номер.
5. Исправьте ошибки в характеристике предложения 7: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неполное, осложнено однородными дополнениями.
6. Среди предложений первого абзаца найдите предложение, осложнённое вводным словом, укажите его номер.
7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Читая стихотворения Анны Ахматовой,
1) начинаешь понимать тончайшие смыслы слов и звуков,
2) захватывает их психологическая глубина,
3) открывается красота великого русского языка,
4) хочется выучить их наизусть.
8. Запишите предложение, исправив грамматическую ошибку: Анна Ахматова – последовательно отстаивающая поэтесса право личности на свободу мысли и чувства.
Валя у нас плакса. Она хоть и добрая девочка, но плачет по любому поводу. Иванюк - задира. Он всех обзывает и плюется на всех, кроме меня. Женя - недотрога. Она толкается, если за руку возьмешь. А так, все смотрит на тебя и задирает нос. Саша - ябеда. Он сразу бежит жаловаться, если что. А потом все равно предлагает дружить. Петренко - неряха. Его тетради все грязные, будто он на них ел.
Шура - тихоня. Она смотрит, улыбается и молчит. А непоседа Черных - моя лучшая подруга. Мы с ней за партой сидим вместе. Вот и все.
с глаголами (не был);
с числительными (не раз);
с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен - не требуется, не обязан - не хочет);
со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);
с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);
в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).
"НЕ" пишется слитно:
в словах, которые без "НЕ" не употребляются (невежа, непобедимый);
в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (неприятель - враг, очень нездоровый вид - очень больной вид, нездоров - болен);
в отглагольных прилагательных на -мый (независимый);
в неопределенных местоимениях (некто, нечто, некоторый);
в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недоделать, недооценивать).