Текст № 1 Запишите, объясните знаки препинания. Произведите на материале текста разные виды разбора.
Шокан Уалиханов – выдающийся казахский ученый, публицист, просветитель-демократ, историк, этнограф, фольклорист, востоковед и путешественник. Он был первым казахским ученым, внесшим огромный вклад в развитие науки и культуры Средней Азии и Восточного Туркестана. Многостороннее творчество его отразилось в развитии истории, этнографии, географии и фольклористики казахского и киргизского народов.
Перечень его занятий дает представление о нем как незаурядном человеке, для своих неполных тридцати лет успевшим сделать так много, что другим бы хватило на несколько жизней.
Чокан Мухаммед Ханафия – его религиозное имя – прожил короткую, но яркую жизнь. Уже в 20 лет он личный адъютант генерал-губернатора, среди русских востоковедов признан как молодой ученый, подающий большие надежды. Современники Уалиханова называли его «честнейшей и чистейшей личностью», «гениальным молодым человеком». Он был не только ученый, но и художник, лингвист, хорошо знающий арабский, персидский, французский, немецкий языки. Знаток русской, западноевропейской, восточной поэзии и литературы.
В экспедициях по Семиречью, Северному Тянь-Шаню, озеру Иссык-Куль Шокан первым записал и изучил древнейшие лирико-эпические произведения устного народного творчества киргизского народа – знаменитый эпос «Манас», перевел его на русский язык. Также поступил с замечательным произведением казахского народа – «Козы-Корпеш и Баян-Сулу».
Задания:
1. Определите стиль текста. Подготовьтесь к чтению вслух.
2. Объясните, пользуясь словарем, значения слов ученый, публицист, просветитель-демократ, этнограф, фольклорист, востоковед.
3. Выделите грамматические основы в третьем предложении; составьте его схему.
4. Составьте текст о двух-трех казахских ученых.
I. Часть речи.
II. Морфологические признаки:
1) разряд по значению;
2) степень сравнения (если есть) ;
3) неизменяемое слово.
III. Синтаксическая функция.
Луна поднялась ещё выше и побледнела. (А. Куприн) Образец морфологического разбора наречия.
I. Высоко — наречие, так как обозначает признак действия.
II.Морфологические признаки:
1) определительное;
2) выше;
3) неизменяемое слово.
III.Синтаксическая функция.
Наречие «выше» в предложении выполняет функцию обстоятельства образа действия (+ значение места) .
Образцы разбора наречий
Трофимов шагнул вперёд и застыл навытяжку (Кетлинская) .
(Шагнул) вперёд
Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (шагнул) куда?
Н. ф. – вперёд. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие места.
В предложении – обстоятельство места.
(Застыл) навытяжку
Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (застыл) как?
Н. ф. – навытяжку. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия.
В предложении – обстоятельство образа действия.
Стало совсем темно (Чаковский) .
(Стало) темно
Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (стало) как?
Н. ф. – темно. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия.
В предложении – именная часть сказуемого в безличном односоставном предложении.
Совсем (темно)
Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (темно) в какой степени? насколько?
Н. ф. – совсем. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие меры и степени.
В предложении – обстоятельство меры и степени.
Солнце ласковее греет в затишье гумен и дворов (Бунин) .
Ласковее (греет)
Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (греет) как?
Н. ф. – ласково. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия; употреблено в простой сравнительной степени.
В предложении – обстоятельство меры и степени.
Упражнение к теме «Понятие о наречии. Морфологические признаки наречий. Разряды наре